Урарту - что это?

История армянского народа и мировая история | Հայ ժողովրդի և համաշխարհային պատմություն

Сообщение Mike » 20.06.2006, 16:03:59

AYG,
а что-нибудь Артака Мовсисяна почитать можно?
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение AYG » 21.06.2006, 08:55:24

Mike писал(а):AYG,
а что - нибудь Артака Мовсисяна почитать можно?


Друган под рукой ничего нет, но поскольку созрел вопрос, сейчас же напишу ему. Если будет что, то перешлю и тебе.
ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА РАСА, - БЕЛАЯ! НО ЭТО ЦВЕТ ДУШИ, А НЕ ТЕЛА!
Руми
Аватара пользователя
AYG
модератор
 
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 09.02.2005, 10:40:34
Откуда: Нежний Новгород

Сообщение Mike » 21.06.2006, 08:57:20

Буду жутко благодарен :)
Язык значения не имеет
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Healing Spirit » 09.07.2006, 12:56:24

Кстати говоря, лингвисты сейчас все больше склонны считать урартский язык индо-европейским. Об этом в частности свидетельствуют исследования и предположения известного в России языковеда С. Старостина (к сожалению уже почти год как умершего). Похоже урартский язык повторяет судьбу хеттского, лувийского и тохарского языков. Одно время и эти языки тоже относили или к семитской языковой семьи, или выделяли как отдельную языковую группу. А на самом деле оказалось что эти языки являются ранними и.-е. языками. Теперь это не подлежит никакому сомнению, так что в современных учебниках этот факт отмечен.
Что касается урартского языка, то проведенные Старостином исследования не подтвердили его родственность ни с северокавказским языками ни с семитскими (к слову, у меня где-то был его отчет, в котором приведены результаты этого исследования с конкретными примерами сравнения языковых единиц). Оказалось, что лишь не больше 10-15% лексики урартского языка совпадает с лексикой северо-кавказских языков. Более того этот пласт лексики, составляющий 10-15% урартского языка является не базовой лексикой (по которой можно и определить происхождения языка), а заимствованной лексикой и словоформами некоторых культурологических реалий, который естественно ввиду соседтсва этих языков имели место быть . Теперь относительно фонетики урартского языка. Весь фонематический состав урартского языка охватывает в себя почти все звуки, встречающиеся во всех и.-е. языках, однако есть несколько звуков, которые действительно попали в урартский язык из северкавказских. Речь идет об аффрикатах, сохранившихся и в новоармянском языке, это: дж (джур-вода), тц (тцар-дерево), тч (тчпурн-стрекоза), дз (дзун-снег). Аффрикаты не изменили полностью форму слова, а всего лишь переломили ранее существовавшие за место них в словах согласные звуки. В заключении Старостин указывает, что урартский язык не может являться северокавказским или семитским (это было доказано ранее), а относится к и.-е. языкам.
Современный литературный армянский язык, выделяемый как отдельная языковая группа в индо-европейской семье состоит примерно из 20% лексики урартского языка и, соответственно из 80% лексики и.-е. языка хайасов.
Аватара пользователя
Healing Spirit
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30.05.2006, 11:00:50

Сообщение Mike » 09.07.2006, 13:42:17

Весь фонематический состав урартского языка охватывает в себя почти все звуки, встречающиеся во всех и.-е. языках, однако есть несколько звуков, которые действительно попали в урартский язык из северкавказских. Речь идет об аффрикатах, сохранившихся и в новоармянском языке, это: дж (джур-вода), тц (тцар-дерево), тч (тчпурн-стрекоза), дз (дзун-снег).
Если мы согласимся на подобный подход, то нам придётся также признать "попадание аффрикат из северокавказских языков" в английский: ДЖ: jam - варенье, gingerly - осторожный ; ТЧ: watch - часы, в польский бардзо - быстро и ещё масса слов на этой основе.

Современный литературный армянский язык, выделяемый как отдельная языковая группа в индо-европейской семье состоит примерно из 20% лексики урартского языка и, соответственно из 80% лексики и.-е. языка хайасов.
Вот только одно печально в таком подходе - лексика "урартов" известна только из официоза, т.е. из подобного источника невозможно установить как звучат на языке писавшего такие понятия, как "любовь", "тополь", "журавль", "кастрюля", "двоюродная сестра" и т.д.(надеюсь, понятно изложил), и, если при этом 20% лексики "урартского" языка используются в современном литературном армянском языке, то возникает вопрос - А В ЧЁМ ЖЕ РАЗНИЦА???  :eek:
Я уверен, что словарный запас Обращения Президента не составляет 20% современного литературного русского языка. Может он на другом языке обращается и в этом всё дело? ;)

Ну и каким-то образом придётся учитывать прошедшие 3000 лет. Многие ли русские сегодня способны без переводчика прочесть "Слово о полку Игореве"?
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Healing Spirit » 09.07.2006, 14:40:14

Начнем с того, что аффриката представляет собой сочетание двух согласных звуков.
Аффриката ջ мало соотносится с английской аффрикатой [джей] по своим артикуляционным нормам, характеризуемым: двумя смычными взрывными согласными звуками и более твердым произношением, в отличие от мягкого звука джей.
По тем же характеристикам отличается и аффриката ձ, представленная сочетанием двух смычных согласных звуков, и различающаяся от английского буквосочетания tch, которое читается не как два звука тч, а как один смычный звук [ч]

Не стоит полагать, что в современном арм. языке все слова, относящиеся к 20% лексики урартского языка сохранились в том же виде какими они были 3000 лет назад, учитывая, что естественным образом каждые 1000 лет изменяется 5% базовой лексики-и это только благодаря внутрилингвистичесим фактором, а еще если приписать сюда и экстралингвистические факторы, то изменения в языке неизбежны. Имелось в виду, что современные армянские слова, включающиеся в 20% урартской лексики, по происхождению или в своей основе -урартские
Аватара пользователя
Healing Spirit
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30.05.2006, 11:00:50

Сообщение Mike » 09.07.2006, 14:49:39

Healing Spirit,
я своим постом хотел сказать только то, что "урартский" язык - это термин, которым был обозначен архаичный вариант грабара на первом этапе изучения, когда вообще не был известен состав языка, а было лишь известно наименование местности соседями.
С таким же успехом мы могли бы ввесте понятие сомхетского языка. Смысл явления будет ровно тем же. Ну или мадьярского в отличие от венгерского.Ведь ваш термин
языка хайасов
просто опирается на название соседей-родственников, в отличие от соседей -неродственников. Почему бы просто не сказать "армянского языка"?

Аффриката ջ мало соотносится с английской аффрикатой [джей] по своим артикуляционным нормам, характеризуемым: двумя смычными взрывными согласными звуками и более твердым произношением, в отличие от мягкого звука джей.
По тем же характеристикам отличается и аффриката ձ, представленная сочетанием двух смычных согласных звуков, и различающаяся от английского буквосочетания tch, которое читается не как два звука тч, а как один смычный звук [ч]
Так Вы считаете, что эти армянские буквы представляют собой двойные согласные? :green:
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Healing Spirit » 09.07.2006, 14:54:35

Совершенно верно, речь идет об одном языке, просто оговариваются его разные стадии развития. Более древний этап языка назывался - урартским. Со временем он вступил во взаимосвязь с родственным ему языком хайасов. Тем не менее, урартский язык ошибочно относили к неродственной ему языковой семье.
Аватара пользователя
Healing Spirit
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30.05.2006, 11:00:50

Сообщение Mike » 11.07.2006, 12:30:40

Со временем он вступил во взаимосвязь с родственным ему языком хайасов.
Продолжаю настаивать, что нет данных о смешении. Это один и то же язык.
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Healing Spirit » 12.07.2006, 10:40:18

Mike, ладненько, :) поставим такой вопрос:
На каком основании Вы полагаете, что урартский язык не вступал во взаимосвязь с близкими к нему языками?
Аватара пользователя
Healing Spirit
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30.05.2006, 11:00:50

Сообщение Mike » 12.07.2006, 14:26:50

Healing Spirit,
давайте, всё же не говорить о языке марсиан. Мы говорим об армянском языке. Во взаимосвязь(мы всё ещё о языке? ;) ) армянский язык, конечно вступал, и не только с близкими языками, но и с далёкими. Последний перл - "караоке". Языки взаимодействующих народов взаимодействуют, но не смешиваются, у них не действуют законы Менделя. Если на Нагорье приходили пришельцы, - они ассимилировались армянами и говорили на армянском.Чужие слова могли войди в обиход только в малом количестве и для обозначения явлений, отсутствоваших в языке до этого(предположим, в "медную" цивилизацию пришельцы принесли технологии железа - терминология этого процесса в новых частях будет, конечно, от пришельцев). Но для тех уровней развития хозяйственной жизни это кажется исключительно редким явлением, а природная часть явлений у местного населения по определению заточена лучше, с учётом местной специфики.
Кроме того, насколько я понял, у нас нет противоречий по поводу того, что в Ване(по Пиотровскому - Урарту)говорили по-армянски. А на каком языке говорили жители страны, которую хетты называли Хайасой(кстати, в первоисточнике первая буква - английская h)? Что-то подсказывает мне, что они говорили hайерен :green: Тогда кто и с кем взаимодействовал?  :eek: Конечно мы можем говорить о диалектах, о том, что владимирский говор может взаимодействовать с вологодским. Но трудно представить, чтобы это как-то сказалось на общем состоянии русского языка. Ровно то же относится и к взаимодействию, скажем, арцахского диалекта с мушским, к примеру.
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Healing Spirit » 12.07.2006, 21:06:13

эммм, уважаемый Mike, интересное у вас получилось сравнение о взаимодействии урартского языка с другими языками :)
Все же, если теперь перестать абстрагировать на эту тему. Ответьте пожалуйста на такой вопрос: Почему же Вы считаете армянский язык полным изолятом? Можете привести какаие-то лингвистические или другие данные, а не домыслы подтверждающие, что армянский язык развивался только исключительно в своей собственной лингвистической среде, не подвергаясь влиянию со стороны других языков?
Аватара пользователя
Healing Spirit
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30.05.2006, 11:00:50

Сообщение Mike » 12.07.2006, 23:43:03

Healing Spirit,
Беседа у нас получилась и велась вокруг одного частного вопроса - соотношения "урартского" и "хайасского" языков. Оттого и сложилось такое впечатление об изоляте. Я же такого смысла не вкладывал.
Если за основу возьмём теорию Гамкреалидзе и Иванова, что прародиной индоевропейского праязыка является "район между Западной Анатолией, Месопотамией и Южным Кавказом" :green: (надо же так обозвать родное Нагорье!!!), а эта теория представляется наиболее проработанной, да и последующие открытия только уточняли её, но не опровергали, то мы получим интересную картину, которую уважаемые авторы не смогли увидеть, на мой взгляд, только потому, что старательно не замечали на упомянутой территории Армянского Нагорья. А картина следующая: у них подробно описано, как одна за другой группы индоевропейцев отделяются от праиндоевропейского массива и смещаются с Нагорья(сегодня мы сказали бы ведут экспансию.), но если с анатолийской группой более-менее понятно, то с "греко-арийско-армянской" я вижу проблему следующего свойства: с греками мне ясно - два рукава(ахейцы и дорийцы) смещаются к западу, арийцы(очень некорректно, если вспомним, что это собственно индоевропейцы) могут быть идентифицированы, как предки персов и индийцев, смещающиеся к востоку. А как быть с предками армян? Им-то смещаться некуда!То есть методическая ошибка, на мой взгляд состоит в гипотетическом существовании на Нагорье генератора людей, которые уходят и уходят. Но кто-то должен оставаться! А если армяне с Нагорья ушли, то как потом они оказались на месте? Такой могучий генератор нужно ведь суметь выдавить!
Итак, на мой взгляд, армяне - это те индоевропейцы, которые не ушли. Они сохранили исходный язык(естественно, с учётом естественного развития его), обилие диалектов - это и есть та база, на которой происходило описаное выделение групп(потеряв связь с Родиной, они развивались самостоятельно, накапливали опыт жизни их носителей, отличный от жизни на Нагорье).
Таким образом, не изолят, а реликт! :)) Поэтому не надо долго мучиться для восстановления праязыка. Достаточно подробного изучения армянских барбаров.И не надо к ним относится, как к деревенской отсталости, напротив, это золотой фонд лингвистики.
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение alximik » 12.09.2007, 16:12:15

Добрый день! Ищу модератора Mike_а! Mike-отзавитесь:)
Тема разговора косается Урарту.
Буду признателен если постучитесь в аську 336 763 360
ну или на мыло alximik3@yandex.ru
alximik
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 12.09.2007, 15:39:59
Откуда: Moscow

Сообщение Mike » 16.09.2007, 01:12:51

Тут я. Просто реал на неделе отвлекал от дела. :green:
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение alximik » 17.09.2007, 10:14:11

Mike:)
спасибо, что откликнулись. Есть тема, по которой хотелось бы с Вами переговорить. Каким образом это можно сделать?
alximik
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 12.09.2007, 15:39:59
Откуда: Moscow

Сообщение Mike » 17.09.2007, 23:32:25

Можно тут, можно - в ЛС(pm).
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Re: Урарту - что это?

Сообщение von Kupferstein » 10.08.2008, 18:31:40

Сейчас доказана теория, не подразумевающая масштабной миграции «племён Наири» (Ниаири-Урарту) из других мест. Согласно этой теории слово «Наири» является ассирийской транскрипцией слова хурриты, и, таким образом, «племена наири» — автохтонное население Передней Азии. Эта точка зрения подкрепляется научными работами середины ХХ века, аргументирующими связь языка Урарту с хурритским языком. Было доказано также и на основании антропологического анализа урартов и различных кавказских народов их родство, в котором было получено коллосальное сходство в чатности с цахурами и удинами (92%). Для сравнения антропологическое сходство между белоруссами и русскими - по 87% различных антропомаркеров - а ведь это весьма близкие народы.
Таким образом урарты антропологически относятся к кавказоидам а не к ариям, как армяне.
И во вторых урартский язык относится к хурритско-урартской группе, которая в свою очередь очень близка к восточнокавказским языкам (к которым например относятся цахурский, удинский, лезгинский, чеченский, ингушский, аварский, бацбийский,андийский, ахвахский, каратинский и прочие языки). Армянский же язык относится к индоевропейской группе.
Относительно лингвистики можете почитать следующее:
Götze, Albrecht Hethiter, Churriter und Assyrer; Hauplinien der vorderasiatischen Kulturentwicklung im II. Oslo, H. Aschehoug; Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1936 :chitay:
Иоганнес Фридрих Дешифровка забытых письменностей и языков, УРСС, Москва, 2003 ISBN 5-354-00045-9 :chitay:
Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии, «Наука», Москва, 1967 :chitay:
von Kupferstein
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 21.06.2008, 15:05:22

Re: Урарту - что это?

Сообщение Martiros » 29.08.2008, 10:48:34

Наследниками урартов являются Современные армяне, которые происходят от смешения населения Урарту (в том числе и упомянутых тобой хурритов) с протоармянскими племенами (индоевропейскими по языку). Эти племена, называвшиеся соседями «арме», проживали на юго-западе Урартского царства. После падения Урарту, происходит процесс ассимиляции народностей Армянского нагорья армянами. Геродот в V в. до н.э. хорошо знает потомков урартов под именем алародиев, как основное население персидской XVIII сатрапии (Восточная Армения). Однако к I в. до н.э. алародии, как и другие аборигенные племена Армянского нагорья были уже целиком ассимилированы армянами, судя по словам Страбона, что все население Армении «говорит на одном языке». В ЦЕЛОМ современные армяне являются физическими потомками урартов; их культура сохранила значительное число культурных черт Урарту, включая элементы государственности, стиля одежды и других особенностей быта. В отношении антропологическом, армяне сохраняют свойственным древним урартам физический облик (арменоидная раса); в отношении языковом, в армянском языке прослеживается большой пласт хуррито-урартских заимствований -(около 500 слов, что составляет 10-20% от всего известного на данный момент лексикона этих языков). Среди урартских заимствований - такие армянские слова как цар—«дерево», цов-—«море», ховит— «долина», ориорд—«девушка знатного происхождения» и тд. Также урартский язык оказал большое влияние на армянский и в области фонетики. Частичное продолжение армянами культурной традиции Урарту получило отражение у некоторых античных и средневековых историков, которые соединяли урартскую царскую династию с армянской.

О полной идентификации Урарту и Армении речи быть не может. Хотя ряд современных учёных Армении, стремится доказать автохтонность ТОЛЬКО армян на Армянском нагорье. Но сделать это не возможно, поскольку речь идет о ДРЕВНЕМ Востоке где неосталось ПРЯМЫХ предков современных народов, их ассимелировали разные народы. От этих древнейших государств Передней Азии осталось большое культурное наследие и незначительное этническое. Но бесспорно, Культура Урарту, оказала большое позитивное влияние на развитие народов Закавказья, и в первую очередь на армян.
Да действительно доказанно, что Наири это ассирийское название «группы племён» проживавших на территории Урарту. Однако, если ты действительно знаком с этими исследованиями, то должен знать и то, что Наири не единственная группа племен проживавшая на территории Урарту. А этнический состав племен Наири не удалось окончательно установить. Доказанно только, что данные племена в последствии были ассимилированны армянами. В I тыс. до н. э. хурритские царства полностью исчезают. С утратой политической независимости хурритских царств, хурриты постепенно растворились среди соседних народов. В ЧАСТНОСТИ, хуррито-урарты (проживавшие на территории Урарту) были ассимелированы армянами. То есть мой дорогой любитель армянской истории, изначально это отдельные племена (не армяне и естественно не индо-европейские/арийские) но в последствии, после утраты независимости были ассимелированы различными, соседями, (конкретно часть племен проживавших на территории Урарту - ассимелированы армянами). «Племена наири» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО (принято считать) автохтонное население Передней Азии НО НЕ ЕДИНСТВЕННОЕ (то есть только часть ее населения), ассимилированное армянами. Из всех ТЕОРИЙ - эта самая конкурентноспособная.
ПРЯМЫХ, "чистых" потомков ТЕХ древних племен в современном мире не осталось (то есть , они были либо уничтожены либо ассимелированы. Конкретно Наири - ассимилированы армянами. ПОТОМУ Наследниками, обоснованно, считают в первую очередь армян. Потомками их называют потому что армянские племена их ассимилировали (в чисто физическом смысле).
Martiros
 
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 27.06.2008, 16:20:41

Re: Урарту - что это?

Сообщение von Kupferstein » 28.09.2008, 11:03:00

Факты, ссылки, пожалуйста, дорогой Мартирос! Не стоит быть в таких вопросах голословными!
Прочитай ка лучше Геродота – он описывал потомков урартов под именем алародиев, как основное население (наряду с грузиноязычными саспирами и хурритами-матиенами) персидской XVIII сатрапии.

Несколько слов об армянской теории возникновения племёна Наири/Урарту.

В 30-е годы ХХ века была выдвинута теория о расселении урартов с территории современной Армени. Теория является маргинальной, так как её ключевой фонетический постулат базировался на ранней ошибочной транскрипции названия крепости Урахинаш: в 30-е годы это название неправильно читали как «Урартинаш»

Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту), Издательство Восточной литературы, Москва, 1959 :chitay:

Ряд современных учёных Армении, стремясь доказать автохтонность армян и только армян на Армянском нагорье, продолжает разрабатывать такую теорию. Такие предположения отвергнуты современной наукой по целому ряду базовых лингвистических и исторических несоответствий как в рамках армянской историографии, так и в рамках российской (советской) и западной историографии и лингвистики. По мнению академика Пиотровского «нельзя искать на древнем Востоке прямых предков современных народов. От могущественных государств Передней Азии осталось большое культурное наследие и незначительное этническое». Культура Урарту, с другой стороны, оказала большое позитивное влияние на развитие народов Закавказья, в частности, возможно, способствовала зарождению нескольких очагов письменности народов Закавказья.

Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времён до начала XIX века, Издательство Восточной литературы РАН, Москва, 2005 ISBN 5-02-018445-4 :chitay:
Тирацян Г.Л., Арешян Т.Е. Археология и проблема Урарту-Армения // Историко-филологический журнал, Ереван, 1990, № 3 :chitay:
Саркисян Г.К. О прародине, формировании народа и Урарту // Историко-филологический журнал, Ереван, 1990, № 1 :chitay:
Аракелян Б.Н. О некоторых вопросах армянской историографии // Историко-филологический журнал, Ереван, 1989, № 2 :chitay:
Аракелян Б.Н., Джаукян Г., Саркисян Г.К. К вопросу Урарту-Армения // Историко-филологический журнал, Ереван, №1, 1987 :chitay:
В.А. Шнирельман Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. ИКЦ «Академкнига», Москва, 2003
:chitay:
Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа, Издательство АН АрмССР, Ереван, 1968 :chitay:
Пиотровский Б.Б. Письмо в редакцию // Историко-филологический журнал, Ереван, 1971, № 3 :chitay:
Дьяконов И.М. К методике исследований по этнической истории // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности, «Наука», Москва, 1981 :chitay:
Redgate A.E. The Armenians, Oxford: Blackwell, 1998 :chitay:
Hewsen R.H. Ethno-history and the Armenian influence upon the Caucasian Albanians // Classical Armenian culture: Influence and creativity, Scholars press, Philadelphia, 1982 :chitay:

Несколько слов о Концепции армянской принадлежности урартов:

Концепции армянской принадлежности урартов (также в литературе: Концепции арменизации Урарту, Ревизионистские концепции истории Урарту) — спектр теорий, согласно которым Урарту являлось древним армянским государством, населённым этническими армянами, которые говорили на армянском языке. Такие концепции имеют определенное распространение в Армении и в армянской диаспоре, в основном среди неспециалистов в исторической науке, хотя неоднократно жёстко критиковались историками, как в Армении, так и за её пределами. Историческая наука разделяет Урарту и Армению, предполагая, в лучшем случае, что армяне были одной из неавтохтонных этнических групп, входивших в состав населения Урарту.

Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье, Академкнига, Москва, 2003 ISBN 5946281186 :chitay:
Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времён до начала XIX века, Издательство Восточной литературы РАН, Москва, 2005 ISBN 5-02-018445-4 :chitay:

Предположения о «протоармянском» происхождении появились в XIX веке, после того как европейские специалисты впервые обнаружили на территории Армянского нагорья свидетельства существования государства Урарту. Таким предположениям также способствовало то обстоятельство, что некоторые античные, а следом за ними и средневековые историки соединяли урартскую царскую династию с армянской. Дальнейшие научные исследования Урарту, разработка хронологии Урарту, изучение урартского языка заставили большинство учёных отбросить такие предположения.
Тем не менее, во второй половине ХХ века ряд неспециалистов из Армении, включая библиографа Ишханяна, геолога Айвазяна, архитектора Гавукчяна и других, на волне роста армянского национализма реанимировали эти предположения с целью доказать исключительные права армян на Восточную Турцию. Один из последователей Ишханяна, например, пишет: «Книга Ишханяна — вызов. Вызов многовековой политике турок (османских и азербайджанских) по целенаправленному выдавливанию армян с их родины.». Данные концепции публиковались не в научной, а в популярной литературе, как правило, на средства авторов, и были рассчитаны на массового читателя, малознакомого с исторической наукой.

«Русский Архив», № 7, 1895, стр. 396—398 :chitay:
Мовсес Хоренаци История Армении, Айастан, Ереван, 1990 ISBN 5-540-01084-1 :chitay:
Абаза В. А. Исторія Арменіи, С.-Петербургъ, 1888 :chitay:
Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту), Издательство Восточной литературы, Москва, 1959 :chitay:
Долбакян Э. Рафаел Аветисович Ишханян // Р. А. Ишханян Вопросы происхождения и древнейшей истории армянского народа, издательство «Грааль», Москва, 2002 ISBN 5946880152 :chitay:

Мифология всегда рассматривается исторической наукой с определённым скептицизмом, что особенно касается сказаний первых книг Ветхого Завета и их народных интерпретаций[27]. Историки, которые критически рассматривали изложение Мовсеса Хоренаци, замечали в нём очевидные ошибки (например, постройка канала для водоснабжения Тушпы, которую Хоренаци приписывает Семирамиде, на самом деле осуществлена урартским царем Менуа, что очевидно из надписей, сделанных на стенках канала, которые были обнаружены археологами в начале ХХ века). Доводы Хоренаци об объединении Урарту и Армении очень расплывчаты и противоречивы. Например, в 21 главе своего же сочинения этот средневековый историк указывает, что первый армянский царь жил во времена гибели Ассирии, и называет его имя: «Паруйр арм. ՊԱՐՈՒՅՐ, сын Скайорди», что, наоборот, полностью сочетается с традиционной концепцией истории Урарту, утверждающей, что армяне были одной из этнических групп в составе Урарту, получивший влияние после падения центральной власти Урарту через короткое время после гибели Ассирии.

История Древнего мира, Главная редакция восточной литературы, Москва, 1989, ISBN 5-02-01678 2-7 :chitay:

Учёные-историки считают, что вообще нет достаточных оснований для сопоставления индоевропейского корня «Ар» с первым слогом слова «Арарат». Слово Арарат просто является масоретской огласовкой слова «Урарту», которое было заимствовано в Арамейский язык и посредством него вошло в Библию. Замена «У» на «А» произошла вследствие того, что арамейский язык, как и многие другие языки региона, не использовали на письме гласных букв, поэтому правильное произношение редко используемых слов постепенно было утрачено. В конце I тысячелетия нашей эры несколько групп писцов восстанавливали гласные буквы Библии, используя устную традицию, в частности масореты — авторы дошедшей до нас огласовки Библии — в неизвестных ситуациях всегда подставляли гласную «А». Таким образом, арамейское «rrt» превратилось из «Урарту» в «Арарат». Однако с находкой и изучением Кумранских рукописей оказалось, что более раннее написание этого слова было «hwrrt», что исключало начальное «А» и явно указывало именно на «Урарту». Таким образом, получилось, что сторонники ревизионистских концепций делают выводы на основании сопоставления индоевропейского корня с заведомо неточной огласовкой семитского корня.

Древность армянского языка, которую предполагают сторонники ревизионистских концепций, не имеет аналогичных прецедентов в лингвистической науке. Обычный срок, за который язык меняется до «неузнаваемости», составляет около тысячи лет. Таким образом, поиск прямых соответствий между словами армянского языка II тысячелетия нашей эры и словами, якобы заимствованными из древнего армянского языка в урартский язык в начале I тысячелетия до н.э., какой ведут Айвазян и Ишханян, не имеет под собой лингвистических оснований. Кроме этого, ни геолог Айвазян, ни библиограф Ишханян не представили аргументов, которые опровергали бы принятое в современной науке соотнесение структуры урартского языка с хурритским и далее с нахско-дагестанскими языками, сделанное лингвистом Старостиным и историком Дьяконовым Общие корни, которые нетрудно заметить в урартском и армянском языках, объясняются учёными заимствованиями из урартского языка в армянский (а не наоборот), что совершенно естественно при большом культурном влиянии Урарту на армян, которое подтверждается современной наукой.

Старостин С.А. В начале было слово... Когда? // Знание — сила, №8, 2003 :chitay:
Старостин С.А. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи, «Наука», Москва, 1988 :chitay:
[http://annals.xlegio.ru/urartu/small/orel.htm В. Э. Орел. Рец. на: I. M. Diakonoff, S. A. Starostin. Hurro-Urartian as an Easterr. Caucasian Language. München, 1986. 103 p. ]// Вестник древней истории, 1989 г., № 3. :chitay:
von Kupferstein
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 21.06.2008, 15:05:22

Пред.След.

Вернуться в История | Պատմություն

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1




  Rambler's Top100 @Mail.ru Rambler's Top100