Агатангелос.История Армении

Документы, статьи, картография | Փաստաթղթեր, հոդվածներ, քարտեզներ

Модератор: Marita

Сообщение Ruben » 14.08.2006, 01:14:44

[81] Вртанес — старший сын Григора Просветителя, армянский католикос (333-341).

[82] Аристакес — младший сын Григора Просветителя, армянский ка­толикос (325-333).

[83] Впервые Гаритт., в 1946 г. опубликовавший греческую версию «Жития Григора», (утерянного на армянском языке протографа Истории Армении Агатангелоса), показал, что в «Житии» имеются фрагменты, отсутствующие в других редакциях, и наоборот. В частности, лишь в этой редакции есть ценные сведения о жене Григора, которую звали Юлитта. По другой версии, ее звали Марией (см. примеч. 1 к § 810). В издаваемом нами переводе Агатангелоса, как явствует из текста, о сы­новьях Григора Просветителя речь заходит лишь в связи с необходи­мостью найти ему преемника. Только тогда вспоминают о его сыновьях и посылают за ними. В греческом «Житии» семье Григора посвящены §§ 93-97: О мучениях Григора услышала его жена. У нее от Григора бы­ло два сына по имени Аристакес и Вртанес. Когда Григор был брошен в тюрьму, она с двумя сыновьями бежала в Кесарию, к родственникам му­жа. Она стремилась воспитать детей в духе отца. Впоследствии, узнав о происшедших в Армении событиях, оставив детей в школе, она с одной служанкой и двумя слугами прибыла в Вагаршапат. Встретилась с Гри­гором и сообщила ему о детях и о том, что она слышала о святых девах и мужестве Григора. Святой Григор не пожелал остаться с ней, тем бо­лее, что дети отсутствовали, но проявил в отношении нее заботу. Царь с царицей и сестра царя приветствовали ее. Григор сообщил царю, что он желает, чтобы его жена прислуживала за могилами святых мучениц (см. также в переводе на арм. яз.: Греч. Житие, §§ 93-97, с. 171).

По мнению Гаритта, в V веке в своем первоначальном виде ар­мянский Агатангелос имел эту часть, но со временем, когда идея цели­бата высшего духовенства утвердилась, она показалась чуждой и была изъята.

О жене Григора говорится и в более поздних источниках. Согласно версиям Мовсеса Хоренаци и Зеноба Глака, некий знатный перс Бурдар в Кесарии женится на Сопи, сестре вельможи Евталия. Через год Бурдар с женой и зятем решает отправиться в Персию, по пути задерживается в Айраратской области и поселяется в Вагаршапате. Здесь Сопи становит­ся кормилицей Григора. После уничтожения рода Анака Бурдар заби­рает Григора (Анакшат-Сурэна) у жены Анака, которую, согласно Зено­бу Глаку, звали Вогуи, и бегством в Каппадокию спасает его от смерти. Здесь, в доме Евталия, Григор получает греческое и сирийское образова­ние (см.: Мовсес Хоренаци, кн. II, гл. 80; Иован Мамиконян. с. 69-70).

[84] Артавазд — Мовсес Хоренаци сообщает подробности об Артавазде, которых нет у Агатангелоса. Согласно ему, после убийства Хосрова I «Артавазд Мандакуни, (должно быть Мамиконян, роду кото­рых в V в. принадлежало спарапетство- К. Т. -Д.), забрав сына Хосрова, доставил его к императорскому двору, а Арташир, проведав, что кто-то из армянских нахараров бежал, забрав одного из сыновей Хосрова. . . приказал истребить весь его род» (Мовсес Хоренаци, кн. II, §§ 76, 78). По Агатангелосу: «младенца по имени Трдат взяли кормилицы и бежали [с ним] в сторону Греции, к царскому двору» (§ 36). Далее, согласно Мовсесу Хоренаци, Трдат Артавазду, «сыну своего воспитателя, пре­доставляет должность военачальника армянских войск» (там же, с. 82, 85).

[85] Тачат — был зятем Артавазда Мандакуни. Трдат назначил его пра­вителем области Ашоцк (см. там же, с. 82).

[86] Ашоцк — одна из областей на севере провинции Айрарат. Соот­ветствует современному марзу Ашоцк.

[87] Дат — арабский Агатангелос использует греческую форму этого имени и называет Дата «везирем царя» (см.: КС, т. I, с. 18).

[88] На месте своего отшельничества Зеноб Глак упоминает имя отшельника, у которого жил Аристакес — Никомах (см.: Айвазян Л. «История Тарона» и армянская литература IV-VII веков. Ереван, 1976, с. 229).

[89] Великий архиепископ Григориос — в оригинале: Великий Григориос. Восстанавливаем по фрагменту древней рукописи Истории Агатангелоса (см.: Мурадян, с. 258, рук. № 1569). Слово архиепископ применительно к Григору Лусаворичу использовано также в §§ 866, 873.

В этой связи следует сказать, что некоторые исследователи (Гут­шмид, Томсон) утверждают, что Агатангелос везде Григория Просвети­теля называет патриархом, первосвященником, но нигде — католикосом. Опираясь на это, А. Гутшмид (с. 11) считает "невозможным использова­ние в этом значении термина Католикосат до отделения от Кесарийского престола (378) ". В свою очередь, Р. Томсон утверждает, что название католикос Агатангелосом употреблено лишь применительно к митро­политу Кесарии, а католикосский престол соотносится с Аристакесом -сыном Григора, как носителя высшего духовного сана (Thomson, Introduction. LXXIX). Им возражает А. Тер-Гевондян, указывая на то, что в «Истории» Агатангелоса Григор дважды назван архиепископом (§§ 866.873), в других местах — первосвященником (§§ 793, 794, 796, 826) и в §§ 884, 885 — католикосом, а церковь — католикосским престо­лом Великой Армении. Исходя из этого, он полагает, что и Григор дол­жен был именоваться «католикосом Великой Армении». Теми же титу­лами первосвященника (§ 804), архиепископа, митрополита (§ 820) и ка­толикоса (§ 804) наделяется и патриарх Кесарии — Леонтий (см.: Арм. Агат., примеч. к с. 481).

[90] Константин — см. примеч. 1 к § 141.2. На берегу великого Океана- моря — имеется в виду Средиземное море.

[91] Маркиан — А. Гутшмид полагает, что здесь вкралась ошибка и речь идет о Мартирианосе, соправителе императора Лициния. Имя Мартирианос встречается в тифлисском издании Агатангелоса от 1883 г. Наличие имени Маркиан он связывает с приверженностью автора Уче­ния монофизитству (Gutschmied. s. 41-42).

[92] Максимиан (Марк-Аврелий-Валерий), по прозванию Геркулий -римский император (285-310). Диоклетиан при вступлении на престол сделал Максимиана цезарем (соправителем), а после его победы над восставшими крестьянами в Галлии дал ему титул августа (286). При разделе империи Максимиан получил Африку, Испанию и сделал своей резиденцией Медиолан (Милан). Успешно воевал с германцами. Усерд­но поддерживал начатые Диоклетианом гонения на христиан. Вместе с Диоклетианом в 305 г. отрекся от престола, но в 307 г. вновь воссел на престол, позднее удалился в Галлию. Отдал дочь за Константина, но за­тем вторично провозгласил себя императором и восстал против тестя, попал в плен (308), был пощажен. Затем организовал заговор против Константина, который был раскрыт его дочерью Фаустой. (В 310 г. был казнен. Не путать с другим императором — Максимином Дая (305-312), который в 311 г. вел войну против христианской Армении и потерпел поражение от армян (см.: Евсевий Кесарийский, с. 49-53).

[93] Лициний — см. примеч. 1 к § 37.

[94] Максентий — римский император (306-312), сын Максимиана. Воспользовавшись недовольством, вызванным в Риме фискальными ме­рами императора Галерия, захватил власть с помощью преторианцев и убедил отца, отрекшегося от престола, снова воссесть на престол. Импе­ратор Север, выступивший против Максентия, был разбит им и убит. Поход Галерия также окончился неудачей. Укрепившись в Риме, Мак­сентий заставил своего отца удалиться из Галлии и предался жест­-костям и разврату. В войне с Константином был разбит и во время бегства утонул в Тибре. Два его сына были казнены Константином.

[95] Аруастан — по-гречески: Мигдония. До 37 г. н. э. входил в состав Великой Армении. Центром был город Низибин, городской тер­риторией которого был Аруастан (см.: примеч. 6 к § 842).

[96] Шаапиван — город в области Цахкотн, провинции Айрарат Вели­кой Армении. В IV-V вв. — важный церковный, политический и культур­ный центр.

[97] Ишхана спаскапетутяна — в оригинале «զիշխանն ապասկապե­տութեան». НСАЯ, поясняя это словосочетание, использованное Агатан­гелосом, пишет: «Ишханы из рода Абегеанк, которые были прислужни­ками (т. е камердинерами — К. Т. -Д.)» царей Аршакуни (в греч. тексте пе­редано как собственное имя — Спаскапетеан (НСАЯ, т. II, с. 758).

[98] Семьюдесятью тысячами — в араб. версии — десять тысяч: «Соб­рались войска для путешествия с царем. Число их было десять тысяч конных» (Марр, с. 143).

[99] И перешел в пределы [страны] Греческой — путешествие Трдата и Григора в греческом Житии представлено иначе. Согласно последне­му, сам император пишет письмо армянскому царю, приглашая его и Григора Просветителя в Рим: «В великом Риме царь Костандин, услы­шав о происшедшем с Трдатом, поспешил послать гонцов с целью приобрести две вещи: первое — принять у себя мученика и первосвящен­ника, затем склонить армянского царя к союзу и установлению дружбы» (Греч. Житие, §§ 174-183).

[100] Никея — город в Вифинии.

[101] Никейский собор — речь идет о первом вселенском соборе 325г. в городе Никее, созванном по поводу ереси Ария. Последний считал, что «Сын произошел из не-сущего», что «Он по самопроизволению спосо­бен ко злу, как и к добродетели», что Он — создание и тварь; «что прои­зошло, не было прежде, чем произошло». Если Отец родил Сына, то «рожденный, как таковой, имеет начало бытия: следовательно, было время, когда Сына не было», что Он «родился из не-сущего, сотворен или изменяем». В Никейском соборе от армянской церкви принял участие сын Григора Лусаворича Аристакес. На соборе был принят дог­мат веры, который утвердил догмат о единосущности Отца и Сына. Символ веры подписали все епископы, числом 318 человек, за исключе­нием двух епископов египетских.

http://www.vehi.net/istoriya/armenia/ag ... ru/04.html
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Сообщение Ruben » 14.08.2006, 01:20:14

АГАТАНГЕЛОС



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА



Агатангелос — Агатангелос. История Армении. Изд. Г. Тер-Мкртчяна и Ст. Канаянца. Тифлис, 1909 (Научно-критическое издание древнеармянского текста) — Ագաթանգեղայ Պատմութիւն Հայոց: Աշխա­տութեամբ Գ. Տէր-Մկբտչեան եւ Սա. Կանաեանց: Էջմիածին-Տփղիս, 1909:

Арм. Агат. — Агатангелос. История Армении. Перевод на армянский язык и примеч. Тер-Гевондяна А., Ер., 1983 (Ագաթանգեղոս, Հայոց պատմություն: Աշխարհաբար թարգմանությունը և ծանոթագրություննե­րը՝ Արամ Տեր-Ղևոնդյանի: Եր., 1983).

Арм. Агат. — Новонайденная полная рукопись арабской редакции Агатангелоса — см.: Тер-Гевондян А., Сборник статей. Ер., 2003, с. 237-243 (Արաբական խմբագրության նորահայտ ամբողջական բնագիրը, տե՛ս Տեբ-Ղևոնդյան, Հոդվածների ժողովածու: Եր., 2003, էջ 237-243).

Garitte — Garitte G. Documents pour l'etude du livre d'Agathange, Rome, 1946.

Греч. Житие. — Новонайденная греческая версия Истории Агатанге­лоса (Житие). Перевод с греческого на армянский язык Бартикяна Р. Пред. и примеч. Тер-Гевондяна А. — см.: Р. Бартикян. Армяно-визан­тийские исследования. Ер., 2002, с. 159-186 (Ագաթանգեղոսի Պատմութ­յան հունարեն նորահայտ խմբագրությունը (Վարք), թարգ. հունարեն բնագրից Հ. Բարթիկյանի, առաջաբան և ծանոթ. ՝ Ա. Տհր-Ղևոնդյանի, տե՛ս Հ. Բարթիկյան, Հայ-բյուզանդական հետազոտություններ: Եր., 2002, էջ 159-186).

«Памятник» — «Памятник», литературный сборник. Вена, 1911 («Հուշարձան», գրական ժողովածոյ: Վիեննա, 1911).

Каршуни — M. van Esbroeck. Un nouveau temoin du livre d'Agatange. REA, VIII, Paris, 1971.

Mapp — Mapp H. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия), Петербург, 1908.

Thomson — Agathangelos. History of the Armenians. Translation and Commentary by Thomson R. W. New York, 1976. [310]

The Teaching, 1970 — The Teaching of Saint Gregory. An Erly Armenian Catechism. Translation and commentary by Robert W. Thomson. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1970.

The Teaching, 2001, — The Teaching of Saint Gregory. Revised Edition. Translation, Commentary and Introduction by Thomson R. W. New York. 2001.

Абегян — Абегян М. История древнеармянской литературы, т. I. Пе­ревод с армянского К. А. Мелик-Оганджаняна и М. О. Дарбинян. Ереван, 1975.

Абегян, Корюн — Житие Маштоца. Текст с разночтениями, перево­дом и введением Манука Абегяна. Ереван, 1941. (Վարք Մաշտոցի: Բնագիրը ձեռագրական ընթերցվածներով, թարգմանութեամբ, ներա­ծական ոսումնասիրութեամբ, առաջաբանով և ծանոթագրություններով Մանուկ Աբեղյանի: Երևան, 1941).

Авгерян — Полное собрание житий и мученичеств святых. Изд. Мкртич Авгерян, т. VI. Венеция, 1813 («Լիակատար վարք և վկայու­թիւնք սրբոց», աշխ. Հ. Մկրտիչ վրդ. Աւգերեան, հ. Զ, Վենեաիկ, 1813):

Адонц — Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Петербург, 1908.

Адонц, Григорий Просветитель — Адонц Н. Григорий Просветитель и Анак Партев. Журнал «Айреник», Нью-Йорк, 1923, с. 74 (Ադոնց Ն. Գրիգոր Լուսավորիչը և Անակ Պարթևը, «Հայրենիք», Նիւ-Եօրք, 1923, էջ 74).

Айвазян — Айвазян К. В., История отношений русской и армянской церквей в средние века. Ереван, 1989.

Айсмавурк — Айсмавурк (Пролог). Константинополь, 1730 («Գիրք որ կոչի Այսմաւուրք», Կ. Պոլիս, 1730).

Акинян, Клас. арм. — Акинян Н. Классический армянский язык и венская школа мхитаристов. Вена, 1932 (Ն. Ակինյան. Դասական հայերենը և Վիեննական մխիթարյան դպրոցը: Վիեննա, 1932).

Акинян, Праздн. — Акинян Н., Праздники св. Григора на мрамор­ном календаре Неаполя, «Андэс амсореа», Вена, 1947 (Ն. Ակինյան, Ս. Գրիգոր Լուսավորչի տօները Նթապոլիսի մարմարեայ տօնացոյցին վբայ, Վիեննա, 1947)

Акопян — Акопян Т. Очерки по истории армянской географии. Ере­ван, 1968 (Հակոբյան Թ. Հայաստանի պատմական աշխարհագրութ­յուն, Եր., 1968). [311]

Алишан — Алишан Г. Древние верования или языческая религия ар­мян. Венеция, 1895 (Ալիշան Ղ. Հին հաւատք կամ հեթանոսական կրօնք Հայոց: Վենետիկ, 1895).

Ананян, Следы — Ананян П., Следы христианства в Армении до проповеди св. Григория Просветителя (историческое исследование). Ве­неция, 1979 (Անանյան Պ., Քրիստոնեական հետքեր Հայաստանի մեջ Ս. Գրիգոր Լուսավորչի քարոզութենէն առաջ (պատմական ուսսումնասի­րութխն), Վենետիկ, 1979):

Ананян, Год рукопол. Григора — Ананян П., Год рукоположения Григора Просветителя и обстоятельства. Венеция, 1960 (Անանյան Պ., Սուրբ Գրիգոր Լուսավորչի ձեռնադրութեան թուականը եւ պարագաները: Վենետիկ, 1960).

Анания Ширакаци — Анания Ширакаци. Космография. Перевод с древнеарм. яз., предисловие и комментарии К. С. Тер-Давтян и С. С. Арев­шатяна. Ер., 1962.

Анасян — Анасян А. Армянская библиология (V-XVIII вв.), т. I. Ер., 1959 (Անասյան Հ. Ս. Հայկական մատենագիտություն (V-XVIII), h. Ա: Եր., 1959).

Аракелян — Аракелян Б. Армянские барельефы IV-VII вв. Ер., 1949 (Առաքելյան Բ. Հայկական զարդաքանդակները IV-VII դարերում: Եր., 1949).

Аревшатян — Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении (V-VI вв.). Ер., 1973.

Ачарян Р., Ист. арм. яз. — Ачарян Р. История армянского языка, т. II. Ер., 1951 (Աճաոյան Հ. Հայոց լեզվի պատմություն, հ. II. Եր., 1951).

«Ашхарацуйц» — Еремян С. Армения по «Ашхарацуйцу», ар­мянской географии VII века. Ер., 1963. (Եբեմյան Ս. Հայաստանը ըստ «Աշխարհացույցի», Եր., 1963).

Варданян — Варданян Р. Армянский календарный ключ. Время пе­реводных текстов. Ереван, 1993 (Վարդանյան Ռ. Հ. Հայ տոմարական եղանակը. Թարգմանական բնագրերի ժամանակը: Եր., 1993).

Гатрчян — Гатрчян О. Армянский Священный Литургиарий. «Ан­дэс амсореа», Вена, 1888 (Գաթրջեան Հ. Սրբազան Պատարագամա­տոյցք հայոց: «Հանդէս ամսորեայ», Վիեննա, 1888). [312]

Галустян — Шнорк архиепископ Галустян. Общехристианские святые. Ер., 1997 (Շնորհք արքեպիսկոպոս Գալուստեան. Համաքրիս­տոնեական սուբբեր, Եր., 1997).

Гельцер — Гельцер Г. Исследование армянского пантеона. Перевел Ованес Торосян. Венеция, 1897 (Գելցեբ Հ. Հետազոտութիւն հայ դիցա­բանութեան վրայ: Թարգմանեաց Յովհաննէս Թորոսեան, Վենետիկ, 1897).

Гельцер, Павстос Бузанд — Гельцер, Павстос Бузанд или начало ар­мянской церкви. Венеция, 1896 (Գելցեր Հ. Փավստոս Բուզանդը կամ հայկական եկեղեցու սկզբնավորությունը: Վենետիկ, 1896).

Дашьян — Дашьян А. Агатангелос у сирийского епископа Георга и исследование книги Агатангелоса. Вена, 1891 (Տաշեան 3. Ագաթանգե­ղոս առ Գեորգայ ասորի եպիսկոպոսին եւ ուսումնասիրութիւն Ագաթան­գեղայ գրոց, Վիեննա, 1908).

Евсевий Кесарийский — Евсевия Памфила Кесарийского Церков­ная история. Пер. с сир. на древнеарм. в V в. Изд. Абраама Чаряна. Вене­ция, 1877 (Եւսեբիոսի Պամփիլեայ Կեսարացւոյ Պատմութիւն եկեղեցա­կան. Յեղեալ յասորւոյն ի հայ ի 5-րդ դարու: Հրատ. Հ. Աբրահամ վ. Ճա­րեան, Վենետիկ, 1877).

Егишэ — Егишэ. О Вардане и войне армянской. Перевод с древнеар­мянского акад. И. А. Орбели. Подготовка к изд., предисловие и примеча­ния К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1971.

Житие Нерсеса — Месроп Ерец (Иерей). История св. Нерсеса Пар­тева, армянского патриарха. «Соперк айкаканк», т. 6. Венеция, 1853 (Մեսրոպ Երեց, Պատմութիւն Սրբոյն Ներսիսի Պարթեւի Հայոց Հայրա­պետի: «Սոփերք հայկականք, հ. 6, Վենետիկ, 1853).

Зарбаналян — Зарбаналян Г. История древнеармянской письмен­ности (IV-ХШ). Венеция, 1886 (Զարպհանալեան Գ. Պատմութիւն հայ հին դպրութեան, 4-13-րդ դդ., Վենետիկ, 1886).

Инчичян — Инчичян Л. Описание древней Армении. Венеция, 1822 (Ինչիչեան Ղ. Ստորագրութիւն հին Հայաստանեայց, Վենետիկ, 1822).

История Тарона — Иоанн Мамиконян. История Тарона. С разра­боткой текста и предисловием А. Абрамяна. Ер., 1941 (Պատմութիւն Տարօնոյ: Աշխատութեամբ եւ առաջաբանով Ա. Աբրահամեանի, Եր., 1941).

Корюн — Корюн. Житие Маштоца. Пер. Ш. В. Смбатяна и К. А. Ме­лик-Оганджаняна. Ер., 1962. [313]

Лазар Парпеци — Лазар Парпеци. История Армении и послание к Вахану Мамиконеану. Изд. Г. Тер-Мкртчяна и С. Малхасянца. Тифлис, 1904 (Ղազար Փարպեցի. Պատմութիւն Հայոց եւ Թուղթ առ Վահան Մա­միկոնեան, աշխատութեամբ Գ. Տէր-Մկրտչեան եւ Ստ. Մալխասեանց, Թիֆլիս, 1904).

Манандян, Материалы — Манандян Я. Материалы по истории эко­номической жизни древней Армении. Труды, т. II. Ер., 1978, т. IV, 1981 (Մանանդյան Հ. Նյութեր Հայաստանի տնտեսական կյանքի պատմութ­յան, Երկեր, հ. II, Եր., 1978, հ. IV, 1981).

Манандян — Феодализм в древней Армении. Ер., 1934 (Մանանդյան Հ. Ֆեոդալիզմը հին Հայաստանում, Եր., 1934).

Маттеос Урхаеци — Маттеос Урхаеци, Хронография. Перевод, пре­дисловие и примечания Г. Бартикяна. Ер., 1973 (Մատթեոս Ուռհայեցի, Ժամանակագրություն, Երևան, 1973).

Мелик-Оганджанян — Мелик-Оганджанян К. Фирдуси и иранские эпические мотивы в «Шахнамэ» и в армянской литературе. «Фирдуси». Ер., 1934 (Կ. Մելիք-Օհանջանյան. Ֆիրդուսին և Իրանի վիպական մո­տիվները «Շահնամեում» ու հայ մատենագրության մեջ, «Ֆիրդուսի», Եր., 1934).

Мелконян — Мелконян Г. Сирийские источники. Ер., 1976 (Մելքոն­յան Հ. Ասորական աղբյուրներ, Եր., 1976).

Мовсес Хоренаци — Мовсес Хоренаци. История Армении. Перевод с дренеармянского языка, введение и примечания Гагика Саркисяна. Ереван, 1990.

Мовсес Хоренаци, Творения — Творения св. отца нашего Мовсеса Хоренаци. Венеция, 1865 (Սրբոյ հօրն մերոյ Մովսէսի Խորենացւոյ մա­տենագրութիւնք. Վենետիկ, 1865).

Мурадян — Мурадян П. Древние грузинские редакции Агатангело­са. Ер., 1982 (Մուրադյան Պ. Ագաթանգեղոսի հին վրացերեն խմբագրու­թյունները, Եր., 1982).

Мушегян — Мушегян А. Корюн или Агатангелос, «Гитутюн» ("Нау­ка"), 1996, №№ 4, 5, 6 (Մուշեղյան Ա. Կորյո՞ւն, թե՞ Ագաթանգեղոս, «Գի­տություն», №№ 4, 5, 6.

Норайр Бузандаци — Норайр Бузандаци. Вардапет Корюн и его пе­реводы. Книга Маккавеев, Евталий Александрийский, Агатангелос и Павстос Бузанд. Тифлис, 1900 (Կորիւն վարդապետ եւ նորին թարգմա­նութիւնք. . . Գիրք Մակաբայեցւոց, Եւթաղ Աղեքսանդրացի, Ագաթանգե- [314]ղոս եւ Փաւստոս Բուգանդ, հանդերձ դիտողութեամբք եւ լուսաբանու­թեամբ Նորայր Բիւզանդացի, Տփղիս, 1900).

Норайр Бузандаци, Арм. этимология — Норайр Бузандаци, Ар­мянская этимология. Константинополь, 1880 (Նորայր Բիւզանդացի, Հայկական բառաքննութիւն, Կ. Պոլիս, 1880):

Овсепян — Овсепян Г. Материалы и исследования по истории ар­мянского искусства, ч. III, Нью-Йорк, 1944 (Հովսեփյան Գ. Նյութեր և ուսումնասիրություններ հայ արվեստի և մշակույթի պատմության: Պրակ III, Նյու Յորք, 1944).

Павстос Бюзанд — История Армении Павстоса Бюзанда. Перевод с древнеарм. и комментарий М. А. Геворкяна. Ер., 1953.

Саинян — Саинян А. Первоначальный вид Эчмиадзинского собора. Историко-филологический журнал, Ер., 1966, № 10 (Սահինյան Ա., Էջ­միածնի Մայր տաճարի սկզբնկական տեսքը: Պատմաբանասիրական հանդես: Եր., 1966, № 3, էջ 71-93).

Саргисян Б. — Агатангелос и его многовековая тайна. Исследование Барсега Саргисяна. Венеция, 1890 (Ագաթանգեղոս եւ իւր բազմա­դարեան գաղտնիքը. Քննութիւն հ. Բարսեղ վ. Սարգիսեանի: Վենետիկ, 1890).

Саркисян Г., Армения эллин. периода — Саркисян Г. Х. Армения эл­линистического периода и Мовсес Хоренаци. Ер., 1966 (Սարգսյան Գ. Խ. հելլենիստական դարաշրջանի Հայաստանը և Մովսես Խորենացին, Եր., 1966.

Степанос Орбелян — Степанос Орбелян. История Сисаканского (Сюникского) края. Тифлис, 1910 (Ստեփանոս Օրբելեան, Պատմութիւն նահանգին Սիսական, Թիֆլիս, 1910).

Себеос — История Себеоса. Сводный критический текст, предисло­вие и комментарий Г. В. Абгаряна. Ер., 1979 (Պատմութիւն Սեբէոսի: Աշխատասիրութեամբ Գ. Վ. Աբգարյանի, Եր., 1979).

Стекло древней Армении — Б. Н. Аракелян, Г. А. Тирацян, Ж. Д. Хачатрян. Стекло древней Армении. Ереван, 1969 (Բ. Ն. Առաքել­յան, Գ. Ա. Տիրացյան, Ժ. Դ. Խաչատրյան, Հին Հայաստանի ապակին, Երևան, 1969).

Тагаварян — Тагаварян Н. Древнеармянские верования. Константи­нополь, 1909 (Տաղավարեան Ն. Հայոց հին կրոնները, Կ. Պոլիս, 1909). [315]

«Творения Августина» — «Творения блаженного Августина», ч. 3,Киев, 1906, с. 258.

Тер-Давтян — Тер-Давтян К. Из источников «Мученичества Рипси­мэ и спутниц» редакции Агатангелоса — в кн.: Армянская литература и христианство. Ер., 2002, с. 42-49 (Տեր-Դավթյան Ք., Հռիփսիմյանց վկա­յաբանության ագաթանգեղյան խմբագրության աղբյուրներից՝ «Հայ գրականությունը և քրիստոնեությունը» գրքում, Եր., 2002, էջ 42-49):

Тер-Минасян — Тер-Минасян Е., Армянская церковь и ее отноше­ния с сирийскими церквами. Эчмиадзин, 1908 (Տէր-Մինասեան Կ., Հայոց եկեղեցու յարաբերութիւնները ասորւոց եկեղեցիների հետ, Էջմիածին, 1908):

Тер-Мкртчян — Тер-Мкртчян Г. Арменоведческие исследования, кн. I. Ер., 1979 (Տեր-Մկրտչյան Գ., Հայագիտական ուսումնասիրություն­ներ, Գիրք Ա, Եր., 1979):

Тер-Погосян — Тер-Погосян А. Г. Развитие биологической мысли в Армении. Ереван, 1960 (Տեր-Պողոսյան Ա., Բիոլոգիական մտքի զարգացումը Հայաստանում (հնագույն ժամանակներից մինչև 18-րդ դարը), Եր., 1960).

Тирацян — Тирацян Г. Градостроительная структура и топография древнего Вагаршапата. Историко-филологический журнал, Ер., 1977, №2.

Товма Арцруни и Аноним — Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни. Перевод с древнеарм., вступит. статья и комментарий М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 2001.

«Толковая Библия» — «Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов», т. I, Петербург, 1904.

Тревер — Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Арме­нии. «Известия» АН Арм. ССР (общ. науки), 1956, № 10.

Хачатрян — Хачатрян П. Об одной загадке в Предисловии Истории Агатангелоса, Вестник Ереванского Университета. Общественные нау­ки. Ер., 1990 (Պ. Մ. Խաչատրյան. Մի առեղծված Ագաթանգեղոսի Պատմության առաջաբանում։ Բանբեր Երևանի համալսարանի: Հասա­րակական գիտություններ, Եր., 1990).

Эмин — Эмин Н. Очерк религии языческих армян. М. 1864.

Эмин, Моисей Хоренский — История Моисея Хоренского. Новый перевод Н. Эмина, М., 1893. [316]



Gutschmied -Agathangelos von Alfred Gutschmied (Besonders abgedruckt aus der Zeitschrift der Morgenländischen Gesellschaft). Band XXXI, Leipzig, 1872.

Harutynyan — Harutynyan B. Die Diözesan-Gliderung der Armenischen Kirche im Zeitalter Gregors des Erleuchters — В книге: Die Christianisierung des Kaukasus. Wien, 2002, s. 81-95.

Esbroeck, Die Stellung- Michel van Esbroeck. Die Stellung der Märtyrerin Rhipsime in der Geschichte der Bekehrung des Kaukasus — В кн.: Die Christianisierung des Kaukasus. . ., s. 171-179.

Esbroeck, Le résume — Michel van Esbroeck. Le résume siriaque de l'Agathange. Analecta Bollandiana, 95, № 3-4, 1947.

Krikorian — Mesrob K. Krikorian. Addentum zur Diozesan -Gliederung Armeniens im IV Jh — В кн.: Die Christianiesirung des Kaukasus. . ., s. 95-98.

Mahé — Jean-Pierre Mahé. Die Bekehrung Transkaukasiens: Eine Historiograpie mit doppelten Boden — В кн.: Die Christianisierung des Kaukasus. . ., s. 107-124.

Peeters — Peeters P., S. Grégoire l'Illmunateur dans le calendrier lapidaire de Naples. Analecta Bollandiana, t. LX, Bruxelles, 1942. [317]



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ



АА — «Андэс Амсореа», Вена (Հանդէս ամսօրեայ, Վիեննա).

ВЕУ — Вестник Ереванского Университета, Общественные науки, Ереван (Բանբեր Երևանի համալսարանի: Եր.).

Гит. — «Гитутюн» («Наука»), HAH PA, Ереван («Գիտություն»), ՀՀ ԳԱԱ, Եր.

ИФЖ — Историко-филологический журнал HAH PA, Ep. (Պատմա­բանասիրական հանդես, ՀՀ ԳԱԱ, Եր.).

КС — Ачарян Р., Этимологический корневой словарь армянского языка. Ер., I-IV, 1971-1974 (Աճաոյան Հ. Արմատական բառարան, Եր., հ. Ա-Դ, 1971-1974).

ЛРС — Дворецкий И. Латино-русский словарь. М, 1976.

НСАЯ — Новый словарь древнеармянского языка. Составили Г. Аве­тикян, Х. Сюрмелян, М. Авгерян. Венеция, т. I, 1836: т. II, 1837 (Նոր բառգիրք Հայկազեան լեզվի, երկասիրութիւն Գ. Աւետիքեան, Խ. Սիւրմէ­լեան, Մ. Ավգերեան, Վենետիկ, հ. Ա, 1836; հ. Բ, 1837).

СЛИ — Ачарян Р. Словарь армянских личных имен. Т. I, Ер., 1942, т. III, 1946 (Աճաոյան Հ. Անձնանունների բառարան, հ. Ա, Եր., 1942, հ. Գ, 1946).

ЭСБЕ — Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона. Петербург, 1890-1907. [318]

http://www.vehi.net/istoriya/armenia/ag ... u/a01.html
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Сообщение Ruben » 14.08.2006, 01:22:25

АГАТАНГЕЛОС

УКАЗАТЕЛЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН


A


Аарон —134,135, 165

Авель — 98, 99

Авраам — 37, 62, 67, 87, 101-102, 105-109, 130, 135, 138, 140, 144, 164, 196

Агапий — 247

Агатангелос — 25, 29

Адам — 24, 94-101, 106, 113-114, 177, 179

Айк —228

Альбианос — 247, 254

Аманор — 245

Амос —109, 146, 153

Анаит — 36-38, 40, 57,231, 233

Анак — 31,56

Ананий— 156

Андрей-139,205

Антиох — 247

Арамазд — 37,40, 57, 233-234

Аристакес — 250-252, 254, 256

Арсукес — 247

Артабан-29-30, 56

Артавазд — 250

Арташир — 29-30

Артитес — 247

Архавирк — 57

Аршакиды — 25, 58

Астхик-238

Афиноген — 239, 245

Афродита — 238

Ашхен — 227-228, 234, 236, 240, 241, 244



Б



Баршамина — 232

Басос — 247



В



Вагарш — 29

Вальтазар — 154

Варнава — 205

Варсава — 205

Варфоломей — 205

Вахагн Вишапаках — 57, 238

Воскемайр, Воскехат (см. Анаит) — 238



Г



Гавриил —132, 136

Гаянэ — 60-62, 65-66, 69, 71-72, 75-77,221,226,228

Гедеон — 107

Григор, Григориос (Григорий Про­светитель) — 27-29, 34, 36-37, 39, 41, 51-57, 59, 78-80, 84-85, 89, 215, 217-220, 226-246, 249-252, 254-256, 258



Д



Давид — 21, 72, 105-106, 120, 125-128, 140,157, 199,258

Даниил — 70, 106-107, 127, 146, 154

Дат — 251



328



Дебора — 70

Диоклетиан — 59, 63, 252

Драконоборец (см. Вахагн) — 238



Е



Ева — 44

Евсевий — 247, 254

Евталий — 247

Еммануил -120

Енос — 99

Енох — 43, 99-100



3



Захарий — 107, 130, 134, 146

Зевс-Арамазд — 232



И



Иаиль — 70,

Иоиль — 199

Иаков — 102, 106-107, 120-121

126, 130,136, 139-140,205

Иаред — 99

Иезекииль — 110, 154, 168, 170

Иеремия — 155, 197

Иессеи — 126

Иешов, Иешу — 105, 107

Илия — 144, 248

Иоанн Креститель (Предтеча) — 129-131, 133-139, 144, 179, 196, 205,212-214,239,245,248

Иов — 146

Иованнес — 247

Иона — 69, 148

Иосиф — 154

Исаак — 67, 102, 130

Исайя — 126, 139, 148-149, 152, 154, 195-196

Искариот — 164



К



Каин — 44, 98-100

Каинан — 99

Киракос — 247

Констант — 252

Константин — 27,252-256

Корнелий — 156



Л



Левий — 135

Леонтий — 236-237, 241

Лициний — 33-35, 252

Лот — 107, 114, 145, 164-165

Лука — 145, 153,205,213



М



Максентий — 252

Максимиан — 252

Малелеил — 99

Малхазян — 254

Мамрэ (Мамбрэ) — 101

Мариамь — 166

Мария —123, 135,231

Марк — 105

Маркиан — 252

Мататий — 205

Матфей — 205

Мафусаил — 99

Михей — 123, 154

Михр (Митра) — 234

Мовсес — 247

Моисей — 88, 103-105, 108-110, 113, 121, 129, 134-135, 140-141, 150, 154, 166-167, 173, 210,249,257



329



Н



Навуходоносор — 77

Нанэ — 233

Ной — 68, 100-101, 145



О



Ормизд (Арамазд) — 231 Ота-79



П



Павел — 81, 137, 143, 145-148, 150-152, 165, 173, 183, 199, 203, 205, 207-210, 213-215, 230, 248-249

Парфянин (Партев) — 29-32, 56

Петр — 128, 139, 144, 205, 208-209, 211-212

Пилат — 146



Р



Ревекка — 67

Рипсимэ — 60-62, 65-67, 69-72, 74-77,81-82,221,226,228



С



Саваоф —109

Сапфира — 156

Сара — 67

Сасан — 29

Саул — 157

Симон — 156, 205

Сиф — 99

Соломон — 117

Степанос Нахавка (Стефаний Первомученик) — 109, 165

Сусанна — 70



Т



Табита — 156

Тачат — 56,251

Тир — 231

Тирикий — 247

Торгом — 27, 230, 235

Трдат, Трдатиос, Трдатэс (Тири­дат) — 25, 28, 33-36, 51, 56-59, 63, 65, 68, 70, 76, 227-228, 232, 234-236, 240-241, 243, 245, 250-257



Ф



Фаддей — 205

Феофил — 153

Филипп — 205

Фома — 205



X



Хосров — 26, 29-30, 32-33, 56

Хосровидухт — 78, 227-228, 234, 236,240-241,244



Я



Яков-205



330



УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ



А



Азия — 206

Азотская сторона — 206

Айастан — 26, 230

Айрарат —30

Айраратская область — 32, 56, 63, 230, 234, 237, 240, 246, 254-255

Алдзник — 235

Амид — 246

Ангех-тун (Ангехтун) — 235, 254

Ани — 232

Арег — 73

Армения, Армянская земля, Арм­янская страна — 26-28, 30, 32-33, 35-36, 40, 49, 51, 56-58, 63-65, 68, 77, 85, 215-216, 232-233, 235, 238, 240, 246, 249, 251,253,255-256

Армения Великая — 28, 36, 57, 59, 236,238,241,245,250,251,253

Арташат — 26, 33, 56, 73, 78-79, 231,246

Аруастан — 254

Арцруник — 235

Асорестан — 31, 56, 76

Ассирия, Ассирийская страна — 29, 175

Атрпатакан — 76, 246

Ашоцк — 251

Аштишат — 238



Б



Багаван — 240

Багайарич — 234

Басенская земля — 247

Боговоград (см. Багаван, Дица­ван) — 240



В



Вавилония — 112

Вагаршапат — 30, 32, 33, 56, 63, 65, 79, 231, 234, 237, 240, 246, 254-255

Вирап — 59



Г



Гайл — 36,233

Галлия — 252

Гамирк — 206

Гер — 235.

Гоморра — 119

Греция, Греческая страна, Грече­ские края — 27, 33, 36, 63-64, 71,254

Гугарк — 235



Д



Далматийская сторона — 206, 254

Даранали — 232, 251

Дерджан — 233

Дицаван (Боговоград) — 240-241



331



Е



Евфрат — 75, 238-239, 241, 244, 247-248

Египет, Египетская страна — 102-104, 128, 169, 206

Екелеац — 36,233

Елеонская гора — 143

Еразамуйн — 231

Ерасх — 33

Ерез, Ериза — 36, 233

Ефраф (Вифлеем) — 125



3



Зараванд — 235



И



Иерусалим — 74, 128, 134-135, 142-143,145-147,153,199,208

Израиль — 61, 102, 114, 125, 130, 135, 166, 175, 177

Иллирик — 208

Индийская страна — 206

Испанская страна — 206,254

Италийская страна — 206, 254

Иудея — 209



К



Кавказская Албания — 10

Кавказские горы — 231

Каппадокия, страна каппадокийцев — 206

Карке — 238

Каспий — 246

Кесария — 33,235-237,240-241,251

Киренаика — 206

Кларджк — 246

Константинополь — 18

Кордук — 235,246



Л



Лакония — 206

Ливан — 193

Ливийская сторона — 206



М



Мажак (Кесария) — 235

Македония — 16

Манеа Айрк — 251

Масис — 228

Маскутский край — 254

Масличная гора — 143-144,152,248

Махкр-тун — 246

Месопотамия — 206

Мецамор — 33, 76

Мидия — 206

Милит — 209

Мокк — 235,254

Мцбин — 246



Н



Назарет — 128

Никея — 256

Норкалак — 63

Нор-Ширакан — 246,254

Нпат — 241



П



Пайтакаран — 246

Памфилия — 206

Паракан Шемакац — 77

Парфия — 206

Парфянское царство — 29

Пахлав — 31-32



332



Персия, Персидская страна, Пер­сидское царство — 29, 32-33, 36,56

Понт — 206



Р



Рим, Римская страна — 25, 27, 41, 60,77

Рштуник — 235,254



С



Себастия — 238

Сеннаарская равнина — 175

Синай, Синайская гора — 103, 135, 167

Сион — 114, 134, 147-148

Сирия — 56,246, 254

Содом, страна содомитян, страна Содома — 102, 119, 165

Стахр — 29-30

Суйз-33



Т



Тавр — 238

Таперакан — 33

Тарон — 238

Тачикские края, Тачкастан — 75,76

Тивериадское море — 152, 248

Тизбон (Ктезифон) — 29

Тил — 233

Торгомов дом — 230, 235



У



Ути,Утик — 32,235



Ф



Фавор — 248

Фригия — 206

Фракийская сторона — 206



X



Халтик — 232, 246

Халхал — 32

Хор Вирап (см. Вирап) — 57, 59, 78, 82-83,85-86

Хорив — 103

Хужистан — 206



Ц



Цавдек, земля Цавда — 235

Цопк — 235



Ч





Чора Пахак — 29



Ш



Шаапиван — 254



Э



Эдем — 95

Эммаус — 152



333

http://www.vehi.net/istoriya/armenia/ag ... u/a02.html
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Пред.

Вернуться в Библиотека | Գրադարան | Library

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron



  Rambler's Top100 @Mail.ru Rambler's Top100