К 20-летию первой этнической чистки в Чардохлу.Азербайджан.

Армения, звенящая огнем и кровью! Армения, не побежденная судьбой!

К 20-летию первой этнической чистки в Чардохлу.Азербайджан.

Сообщение Ruben » 01.12.2007, 16:44:59

В ноябре 2007 года исполнилось ровно 20-ть лет с момента начала первой этнической чистки и депортации населения армянского села Чардохлу в Азербайджане.

«Сельская жизнь»,
24 декабря 1987 г., N 294 (20278)

А.Беккер

У ПРОШЛОГО В ПЛЕНУ

Партбилет сержант зенитно-артиллерийского полка Егиян получил апрельским днем 1943 года. В короткое затишье между боями. Готовилось наступление. Начальник политотдела, вручив ему и товарищам красные книжечки, сказал: «Вы должны поддержать огнем нашу пехоту и танки». Через десять минут молодые сержанты таскали ящики со снарядами в кузов потрепанного ЗИСа.
Партбилета директор совхоза Егиян лишился через 44 года в разгар минувшей жатвы. Красную книжечку забрали на глазах двухсот «районщиков». «Жулик, аферист, вор!» — кричал в зал первый секретарь Шамхорского райкома партии А. Асадов.
Назавтра, 12 августа, Егияна сняли с работы, а в хозяйство нагрянула ревизия. Перешерстив склады, фермы, мехдвор и бухгалтерские гроссбухи, ревизоры составили справку о крупных хищениях — порядка 60 пунктов. Директором занялась прокуратура.
В такой момент, в панике, ломаются многие: жизнь пошла прахом. Егиян остался спокоен. А весь коллектив совхоза имени Маршала Баграмяна заявил: другого руководителя нам не надо.
Чардахлы - село известное. Второго такого в стране нет. Отсюда вышли два маршала - И. Баграмян и А. Бабаджанян, три Героя Советского Союза, село дало Родине пять генералов и 199 офицеров, послало воевать 1254 сыновей и дочерей - каждого шестого жителя, 341 чардахлинец сложил голову за свою землю.
Отсюда незадолго до войны ушел служить и Сурен Егиян.
Сурика-сироту хорошо знали. Добрый, открытый, умный паренек. С детства пахал на 6ыках, пас скотину. О нем вспомнили десятилетия спустя, когда хозяйство пришло в упадок. Прохудились скотные дворы, на коровах без труда считались.ребра, навоз лопатами бросали в проемы окон. Утопали в грязи дороги. Село с пятивековой историей опускалось до захолустья.
«Надо позвать Сурена»,— решили старожилы. Подполковник Егиян, выйдя в отставку, к тому времени жил в Ереване», но в райцентр Шамхор и родное село наезжал.
На первом собрании Егиян сказал: «Мы будем работать дружно и честно». Все заулыбались.
Как они жили? Каждый месяц с доярок взимали 50-70 рублей. На эти деньги, вразумляло начальство, покупаем план: молзаводу купюры, тот пишет - молоко сдано.
Как они жили? Да, наверное, как и многие. Таскал руководитель хозяйства - подворовывали рабочие, врал начальству он — они врали ему, делал приписки «хозяин» — мухлевал подчиненный, директор совхоза совал взятки первому секретарю райкома (ныне сидит) — и, кто мог, занимался поборами. Запреты на любую низость были сняты.
«Запиши мою фамилию,— Обращались ко мне чардахлинцы - я крал с поля и склада. Теперь моя спина легка. и душа тоже».
В первую же осень директор вернул сельчанам трехлетний долг натуроплаты.
Рядом со всеми очищал от камней пашню, достраивал овощехранилище, реконструировал коровники, ставил новые кошары. «Это дорога Сурена»,— вели меня по чистой улице. «Этот водопровод провел Сурен»,— показывали трубу, уходившую к склону горы Доллял-верди.
Егияну поверили. Вера рождала энтузиазм. Энтузиазм прибавлял сил и укреплял веру. Чем больше директор отдавал людям, тем больше люди платили ему — уважением, привязанностью, трудом. Поднялись урожайность и привесы, снизилась себестоимость. Правда, молока надоили меньше, чем значилось прежде, зато оно было натуральное, а «не взбитое» в годовых отчетах».
В село стали возвращаться блудные дети Чардахлы. Из Еревана, Сумгаита. Кировакана, Пятигорска. Инженеры и рабочие, молодые и в возрасте, поодиночке к семьями.
Ехали, кто в глаза не видел Егияна. За полтора «его» года на родину вернулось 38 семей —122 человека! Вернулись, вопреки циничному: «Где хорошо, там и родина». Вернулись, потому что родина там, где ты родился и живешь в согласии с собой и людьми.
Уборка удивила всех: 20 центнеров зерновых на круг! Ничего похожего даже старики не помнят. Механизаторы сами себе удивлялись.
Настал черед готовить корма. Тут и застигло совхоз лихо.
Говорят, знал бы, где упадешь, соломки бы подстелил. Думаю, осторожный человек это сочинял. Егиян солому не стелил. Не по-хозяйски, считал он, перестраховываться, дело пора двигать. Короче, солому продали соседям из Кедабекского района. За 80 тонн совхоз им. Орджоникидзе перевел 8000 рублей на банковский счет совхоза им. Баграмяна. Вывезти успел 20 тонн.
Подъехал, а те негодяи прессуют солому - и на машины, — первый секретарь райкома Асадов по-восточному горяч. Если недоволен чем, себя не сдерживает:

— «Разгружайте!» - кричу. А они не хотят. Но я заставил. А Егияна — на бюро...

Пожнивные остатки, чтоб не достались «иноземцам», по команде райкома запалили.
Все прошло как по маслу: заставил - сгрузили, прика-зал - сожгли. Остался, правда, вопрос: почему на этом поле командовал тот, кто не сеял? И тут конкретный факт становится далеко не частным.
В десятках постановлений по селу, на десятках совещаний самого высокого ранга тысячекратно повторялась ленинская мысль: не сметь командовать мужиком! Но строго-настрого запрещая парторганам на местах подменять хозяйственных руководителей, мы неофициально сохранили за ними право на оперативное управление. И вот уже инструктор райкома указывал директору совхоза сроки сева, завотделом требовал от председателя сдать в план района телят-недовесков, уполномоченный выжимал в счет госпоставок семенное зерно. Оперативное управление позволяло райкомовским работникам переносить свою активность из сферы идеологии и организаторской работы на материальное производство. Потому-то бюро Шамхорского райкома партии, контролируя заготовку кормов, решение - запретить их вывоз из района - занесло в актив.
Можно понять Асадова: соломы самим мало, а Егиян на сторону сбывает. Но... За два года совхоз им. Баграмяна отдал шамхорским хозяйствам сотни тонн пшеницы, сена, соломы, сотни племенных овец и баранов. Именно отдал - 171,6 тысячи рублей никто не перечислил. Тут первый секретарь пальцем не повел. Оба. Асадов и Егиян, знают о хозрасчете. Только Для «первого» — это частный момент, есть проблемы поважнее, а для директора — это кровное дело, из «соломенных» денег он зарплату платил.
От этого пункта разошлись пути-дороги первого секретаря и работников хозяйства. Разбазаривание увидел Асадов в коммерческой сделке Егияна. А коммунисты совхоза на собрании одобрили действия директора. Электрик В. Мартиросян напомнил, что кедабекцы весной помогли им 240 тоннами посадочного картофеля, запчастей отпускали больше, чем свой район. Потому-то протокол № 29 не устроил райком - по нему директора из партии не исключишь. И появился другой, где коммунисты совхоза объявляли... строгий выговор Егияну. Узнав о подделке, чардахлинцы бросились к секретарю парткома Г. Осипян. Та оправдывалась - товарищ Асадов требовал...
В райком, рассказывали мне, отправились 36 женщин. Асадов «принял» их на улице...
А 1 сентября селу преподали открытый урок «демократии». Первый секретарь и вся районная власть с полусотней милиционеров въехали в Чардахлы. Почетный эскорт «уазиков» и «воронков» дополняли для острастки две пожарные машины.
Десяток руководителей сменилось в хозяйстве за последние годы. И каждый получал от народа в спину: «джандям» — иди к черту! А тут чардахлинцы сцепили руки и встали кольцом у дверей клуба, не пуская начальство. Будто самое дорогое защищали: «Или будет Егиян, или никто».
Если читатель усомнится, что от соломы вспыхивает такой «пожар», то окажется прав. Переполнил Егиян чашу терпения райкома. Через меру оказался своевольным. В январе на бюро Асадов приказал хозяйствам доить овец. Все под козырек, один Егиян возразил: из-за капель молока мы ослабим мериносных овец, испортим шерсть, погубим ягнят - это вам любой зоотехник скажет. К маю совхоз надоил сверх плана 12 тонн коровьего молока, но к тому времени директор схватил выговор.
По нравам бюрократии и победителей судят. За неподчинение.
Егиян завязывал деловые связи, где только подвернется случай. Шамхорской птицефабрике отпустил зерно для цыплят, зная, что потом получит отборных несушек. Заключил договор с Карадагским цементным заводом: продал по расценкам ячмень и купил 8 тонн цемента. Мастерская, каналы транспортеров в коровниках, гараж, зерносклады - там «растворился» цемент. Я смотрел разнарядку: фонды материалов, что выделял совхозу район, - курам на смех. Только на смех — на курятник уже не хватит. Между тем на коровник, телятник ушло 400 шпал, полученных на станции Долляле. В обмен на сено для подсобного хозяйства железнодорожников.
Потом ему припомнят и цемент, и шпалы, и аккумуляторы, взятые взамен цветного металла, и трубы для ферм за сданный металлолом. Всяко лыко в строку вплетут. В строку ревизии, в справку для прокурора.
Первейший инстинкт чиновника - боязнь за себя, за место. А Егиян потому и работал так свободно, что о себе не думал. Последнее, что ему хотелось в жизни, - оставить в родном селе долгую добрую память о Сурене Егияне. Он мерз с чабанами на зимнем пастбище Джайран-чоль, нес на руках мальчонку, засорившего глаз, доил коров на ферме, ночью шел по колено в снегу к бульдозеристу, чтобы тот до утра расчистил дорогу в школу.
Егияна обвиняют во всех смертных грехах, а он за полтора года заложил основу развития хозяйства. Не привыкший бить поклоны, директор просто шел и делал. Зачем тратить время на согласования, если можешь все сам?
Сам.
Егиян покусился на святая святых аппаратного человека, - право решать, делить мир на себя и просителей, благодетеля и ждущих благодати, дозволять и отказывать. Чаще отказывать, чтоб чуяли зависимость... И был наказан за это.
«Что ж? История не нова», - скажут иные. Но сегодня, в новые времена, мы должны иными глазами взглянуть на роль райкомов в сельскохозяйственной политике. Оставить все как есть - значит пытаться ехать с тормозным башмаком. Не случайно на июньском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев сказал, что надо «решительно остановить тех, кто продолжает вмешиваться в работу колхозов и совхозов, не неся за это материальной ответственности».
Но почему при строгой партийной дисциплине требования ЦК не выполняются?
Обрыв экономических связей хозяйств с «внешним миром», межотраслевые неувязки вынуждали их выходить на райкомы и обкомы партии. Затягивая парторганы в свои проблемы, хозяйственники искусственно восстанавливали недостающие звенья хозмеханизма. Проблемы частично снимались: партинстанции выбивали фонды и ресурсы, улаживали распри ведомств. Но рычаг-то был административный. Втянувшись в хозяйственную карусель, партработники входили и в «мелочи» производства, решали чисто технологические задачи. Граница между организатором и хозяйственником была перечеркнута.
Стонет директор совхоза от ежечасного нажима районного аппарата, а без него не обходится. Нет прямых, или через посредника, связей сырьевиков и переработчиков, машиностроителей и хозяйств, производителей продукции и потребителей. А в итоге «любитель начинает и выигрывает у мастера».
В самоиронии нам не откажешь. Мы и за чиновника пишем его логику: «Лучше делай мое плохое, чем свое хорошее». И ведь делают на каждом шагу. А потери относят на дурное исполнение директором умных директив.
Не скоро оправится совхоз им. Баграмяна от «заботы» райкома. Устранить директора в пик уборки... Пятый месяц хозяйство в параличе. Сельчане взбудоражены: какая работа? Все валится из рук. Упали надой. Озимые посеяны... Но разве так сеяли год назад? Брошена корчевка летних пастбищ, не достроены коровник, водопровод к ферме, площадка сельхозинвентаря. «Что трудности, когда мы сами себе мешаем и вредим». Не вложи Гете 150 лет назад эту фразу в уста Фауста, ее непременно сказал бы современный хозяйственник. При хорошем урожае зерновых и соломы на подворья не отпущено ни грамма натуроплаты: чардахлинцы вынуждены сдавать личный скот. Голодают совхозные бычки, ягнята, а ревизоры повторно – себе не веря? – взвешивают ячмень и пшеницу.
«Чем это кончится? - говорили сельчане. - Кому это нужно?» Это кончится большими убытками совхозу, за которые райком же потом будет склонять хозяйство на всех углах. А нужно тем, кто увольнял Егияна, кто задним числом слал в хозяйство ревизию. Чтобы сфабрикованное исключение из партии заслонить «преступной деятельностью». И та сыскала «криминал». Потому что обязана была найти. Во что бы то н и стало.
Работали топорно. Записали недостачу 17,8 тонны пшеницы. Сумму вывели с 1981 года. А Егиян встал у руля в 1986-м.
- Похищено под видом вынужденного забоя овец 50 тысяч рублей, - вычитывал из справки Асадов.
Бог с ним, что термин «хищение», как говорится, не из то оперы. Как посчитали тысячи? Ведь есть акты забоя, утверждены РАПО. Асадов отмахивается:
- Совхоз оприходовал мясо по 1 рублю 80 копеек, а чабаны продали на рынке по 8 рублей.
- Аждар Саядович, кого-то взяли с поличным? За руку схватили, когда с Егияном делился?
- О, они хитры! Вы не знаете этих людей.
Немного знаю. Четыре месяца эти люди не верят ни единому обвинению. Четыре месяца механизаторы, бухгалтеры, доярки, строители, чабаны защищают директора как самого близкого человека. Они созвали сельский сход. И когда Егиян вышел из комнатки друга, где живет (своего дома нет), почти тысячная толпа окружила его. Эти люди жали ему руки, что-то говорили. И плакали.
Это надо было видеть...
На собрании народ решил: Егияну завтра же приступить к работе.
- Это базар, а не собрание, - возразил Асадов. - Голосования не признаю... Не понимаю... Не понимаю: я снял 29 директоров, объявил 180 выговоров, и все молчали... Ну ничего, вы уедете, и все успокоятся.
Снова с трибуны райкома зазвучат речи о хозрасчете, гласности, демократии. А тет-а-тет и по селектору: «Как посмели? Кто позволил?» И мало-мальски самостоятельное движение будет в зародыше убито.
На июньском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС сказано: «Наша обязанность — помочь сельским труженикам призвать к порядку тех, кто не может расстаться с прежними методами работы».
- Как помочь? - спрашивал я в Госагропроме и Институте экономики АН СССР.
- Даже Закон о государственном предприятии не ограждает хозяйственника от ошибочных команд партийных органов,— сказал профессор Е. Торкановский.— Хотя по Конституции СССР все парторганизации действуют в ее рамках, правового механизма все-таки нет.
Нет подходов к проблеме и в Академии общественных наук при ЦК КПСС. На кафедре управления социально-экономическими процессами мне сказали, что все строится на партийной ответственности за волевые приемы. Как ни строга мера, однако и она не стала надежным щитом.
- А вы возьмите постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О фактах грубых нарушений и извращений в практике планирования колхозного и совхозного производства», - посоветовал профессор Института государства и права М. Козырь. - Давнее, правда, от 20 марта 1964 года, но - подзаконный акт, и никем не отменен.
Постановление поручало ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Совминам республик, райисполкомам и облисполкомам привлекать к строгой партийной и государственной ответственности лиц, нарушивших права колхозов и совхозов. Материальный ущерб должен быть возмещен за счет тех, кто толкнул хозяйства на путь убытков.
Так кто вернет совхозу им. Баграмяна десятки тысяч рублей? Прикрываясь авторитетом партии, Асадов действовал вопреки интересам партии, государства и общества. Он, злоупотребив властью, дезорганизовал работу совхоза. В неряшливо оформленном приказе РАПО об увольнении С. Егияна (не указана даже статья) написано: «Основание — решение бюро Шамхорского райкома партии». То есть прямо указано, кто толкнул агропром на это. Как же квалифицировать поступки Асадова? За ответом, видимо, надо обратиться к Уголовному кодексу Азербайджанской ССР. Это в частности. А вообще?
Вдумаемся, в какой «вилке» находится секретарь райкома. Опыт истории и его партийный опыт. пример старших товарищей внушили ему, что долг коммуниста все брать на себя. Поэтому он считает себя просто обязанным влиять на всю экономическую, социальную и духовную жизнь района. С другой стороны, ему иногда напоминают о «невмешательстве во внутренние дела» совхозов и колхозов. На фоне масштабной задачи - отвечать за все - призывы не дергать по пустякам директоров совхоза попросту глохнут. Да ни один партработник и не признает. что вмешивался — он помогал производству, воздействовал на руководителя!
Не делать лишних указаний — умно, тонко, тактично не делать — это очень трудно. Намного труднее, чем делать. Первое требует знаний экономики, социальной психологии, теории управления. То есть работы над собой. Куда проще работать над другими: командовать, распоряжаться. Возникает иллюзия бешеной деятельности, беспрерывного дела. И уже некогда задуматься, взглянуть на себя и других, а тем более на себя глазами других.
Возвращаюсь к «вилке». Итак, все в руках секретаря райкома. Можно, не пытаясь объять необъятное, мудро направлять руководителей. А можно все время хватать их за локоть, вырывать штурвал. Но сколько у нас «мудрых»? А «силовиков»? Меж тем сельскохозяйственных районов тысячи, и страну надо кормить. Значит, пора четко определить, до какой грани может доходить партийный лидер района в делах хозяйственных. Пора четко обозначить юридический и экономический предел администрированию.
...Время не вещественно. И все же мы чувствуем его плоть. По-разному, но чувствуем. У Блока: «Жизнь медленная шла, как старая гадалка». Но вдруг история делает поворот и ускоряет бег. Отпадают, казалось, вечные принципы, обесцениваются идеи, жалким делается еще недавно значительное. «Кумиры рушатся»... Жизнь унеслась вперед, а кто-то сбился с темпа, отстал, живет в настоящем и не замечает, не чувствует, что существом своим строем мыслей и дел - в прошлом, в плену у минувшего. Он и думает, и поступает, как вчера, а выходит все нескладно — не принимается людьми.
И возраст тут чаще всего ни при чем. Когда Егиян бил прямой наводкой по врагу, получал раны и награды; Аждар Асадов был мальчиком. Но время, сегодняшнее время каждый из них воспринял по-разному. Вот почему я и повторяю слова чабана Арменака Оганесяна: «До Егияна каждый мог быть директором, после Егияна - никто».



А. БЕККЕР
Азербайджанская ССР


Статья журналиста газеты "Известия" А.Беккера о событиях в селе Чардахлу в 1987г. Главный редактор "Известий" отказался публиковать материал, а самого журналиста уволил. Стараниями А.Беккера статья всё же вышла в газете "Сельская жизнь" от 24 декабря 1987г.


--------------------------------------------------------------------------------
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Сообщение Ruben » 01.12.2007, 17:18:06

ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ СССР
тов. РЕКУНКОВУ A. M.

Беззаконие и произвол, чинимый первым секретарем Шамхорокого райкома партии Аз. ССР, заставляет обратиться к Вам с этой просьбой. За продажу 20 тонн ненужной совхозу соломы соседнему хозяйству, который в свое время оказывал нам помощь семенным картофелем и техников, Асадов отобрал партийный билет и освободил от занимаемой должности директора нашего совхоза тов. Егияна С. А., предложив ему уехать в Ереван.

При помощи карательных органов пытался переизбрать на место честного, инициативного и работоспособного Егияна, шашлычника с начальным образованием. Народ не согласился с противозаконными действиями Асадова, за что и поплатился. Стал он угрожать высылкой Чардахлинцев в течение 24 часов, оскорблять женщин нецензурными словами ("суки", "проститутки" и др. ). 3а три месяца послал из района семь комиссий, чтобы найти компрометирующие материалы против Егияна, чтобы привлечь его к судебной ответственности. Однако, несмотря на тенденциозность проверки, улик не обнаружили. Не установили нарушений и две комиссии из Баку, а Асадов не унимался. Посланный в Чардахлы секретарь райкома комсомола направил автомашину на возмущенных женщин, отставивающих свою честь и нанес им увечья.

Каждый приезд Асадова в село сопровождается отрядом милиции и пожарной машины. Не было исключения и первого декабря. Прибыв с отрядом милиции поздно вечером он насильно собирал коммунистов, чтобы провести нужное ему партийное собрание. Когда это ему не удалось, то стали избивать народ, арестовали и вывезли на заранее пригнанным автобусе 15 человек. Среди избитых и арестованных были участники и инвалиды Великой Отечественной войны (Вартанян В., Мартиросян X., Габриелян А. и др. ), доярки, передовые звеньевые (Минасян Г. ) и даже бывший депутат Верховного Совета Аз. ССР многих созывов Мовсесян М.

Не успокоившись своим злодеянием, человеконенавистный Асадов второго декабря вновь с еще большим отрядом милиции организовал очередной погром на родине маршала Баграмяна в день его 90-летия со дня рождения. На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран.

Женщины Чардахлы, возмущенные хулиганскими действиями Асадова, обратилились в районный и Верховный суды республики привлечь Асадова к уголовной ответственности. Однако никакие меры не приняты.

Теперь стало ясно, что Асадов свои действия вынашивал давно, ему нужен был предлог, такого противодействия народа он не ожидал, так как опустошение других армянских и русских сел шло гладко. Это беззаконие творится из-за бездействия республиканских органов, игнорирования указаний и предупреждения союзных органов. Исходя из изложенного, мы вынуждены обратиться к Вам с убедительной просьбой, назначить расследование противозаконных действий Асадова, до сознания которого еще не дошли демократия и перестройка, Асадов не может находиться в рядах партии, а тем более партийным руководителем и должен нести заслуженное наказание.

Прилагаем копии писем и фотографии женщин с нанесенными травмами. Очевидцем этих событий был направленный в Чардахлы редакцией газеты "Известия" спецкорреспондент А. С. Беккер.

С глубоким уважанием, участники и инвалиды Отечественной войны Мартиросян Г., Маркарян В., Гаспарян С., Петросян А.
3 декабря 1987г. Москва, гостиница "Минск" № 429.
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Сообщение Ruben » 01.12.2007, 17:19:32

МИНИСТРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
товарищу ВЛАСОВУ А. В.

Мы выражаем нашу искреннюю признательность за внимание, которое Вы проявили к нашим обращениям по поводу творимого произвола первым секретарем Шамхорского райкома партии Азерб. ССР Асадовым в селе Чардахлы - родине маршалов Баграмяна и Бабаджаняна, пытающимся о помощью милиции, насилий и устрашения назначить угодного ему директора сов - хоза вместо незаконно освобожденного им и исключенного из партии на основе сфабрикованных материалов честного коммуниста, инициативного руководителя подполковника МВД в отставке Егияна А. С.

Уполномоченные Министерства уже прибыли в деревню. Мы надеемся, что они всесторонне разберутся с создавшейся взрывоопасной обстановкой в деревне и в районе, да не только, пресекут творимые Асадовым и работниками милиции беззаконие, насилия и погромы.

Сейчас мы получили новые письма от наших родных, в которых подробно описываются сцены избиения, оскорбления наших отцов, матерей, жен и сестер. Их нельзя читать без содрогания и возмущения. Трудно представить, что такое возможно в ваше время, в условиях перестройки, демократизации нашего общества.

1 декабря с. г. в 20.00 в село прибыл Асадов, председатель райисполкома Мамедов, недавно назначенный начальник райотдела МВД Аллахяров (родственник Асадова) с отрядом милиции в 100 человек, чтобы провести партийное собрание по решению вопроса о назначении нового директора совхоза. Когда это им не удалось, то стали избивать жителей села, а затем арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек. Вот как описывает это злодеяние инвалид Отечественной войны, кавалер многих боевых орденов и медалей Мартиросян X.С.:

"1.12.87г. около 20.00 часов в село приехал секретарь РК партии Асадов в сопровождении усиленного наряда милиции. Односельчане собрались в центре возле дирекции совхоза. Когда я увидел, что Асадов стоит в окружении людей, подошел к ним. На вопрос, зачем явился в село с таким нарядом милиции , он ответил, чтобы все уходили по домам, при этом сопровождая свои речь нецензурной бранью. Далее он сказал, что от нас ничего не требуется, что ему всего необходимо человек 10-15 коммунистов , собрание которых изберет нового директора совхоза. Тогда я подошел к нему и как инвалид войны попросил, чтобы он этого не делал и что только общее собрание трудящихся совхоза может решить этот вопрос. Однако но выслушав меня до конца, первый секретарь РК Асадов ударил кулаком в грудь и приказал милиции, чтобы они меня били, при этом выкрикивая:"Бейте его, бейте его"... Между мною и милиционером встали молодые ребята из села. Я немного отошел в сторону, а потом увидел, как стали бить еще одну женщину. Я снова подошел и стал просить, чтобы ее отпустили - это была Таирян Марго Арамовна. В это время меня схватили два милиционера и начали бить ногами и руками. Потом они меня закинули в автобус, который был пригнан ими из района специально для того, чтобы потом нас забрать в районную милицию. В итоге так нас 13 человек привезли в райотдел милиции и стали допрашивать, при этом применяя физическую силу. Всех допрашивал нач. РОВД Аллахяров... Всех нас до утра закрыли в камерах. Потом 10 человек отпустили а 3 человек - молодых ребят арестовали за то, что во время массового избиения женщин они заступились за них"...

А вот выдержка из письма работницы совхоза, матери 6-х детей Нварт Карапетян: "Меня побил сам секретарь райкома Асадов - ударил ногой в спину, кулаком в грудь. Милиционеры меня избили и выкинули на балкон. Когда я лежала на земле (балкон возле управления совхоза) ко мне подбежали три работника милиции в милицейской форме и пытались бить. Я стала плакать и просить. чтобы меня не трогали, потому-что я себя плохо чувствую. Но один из них сказал, что "ничего, я должна сдохнуть", добавив нецензурную брань. Тут они схватили меня, избили, потом втроем схватили меня за руки и выбросили с балкона на землю. Ударившись об землю головой, я потеряла сознание. В бессознательном положении я находилась более 2-х часов. Меня забрали односельчане"...

Об этом пишут также Азарян Гехецик, Авакян Роза, Гаспарян Аничка, Мосесян Марго и другие. Прилагаем их письма (всего одиннадцать).

Убедительно просим Вас лично вмешаться и помочь нормализовать обстановку в нашей деревне и в целом районе, дать коллективу совхоза самому в соответствии с законом о государственном предприятии решить вопрос о его директоре. Мы надеемся также. что нарушители социалистической законности, организаторы избиений и погромов в селе Чардахлы понесут заслуженное наказание.



С глубоким уважением участники и инвалиды Отечественной войны
Мартиросян Г.
Петросян Д.
Минасян Р.
Оганесян Г.

16 декабря 1987г. г. Москва, гостиница "Минск" № 429.
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Сообщение Ruben » 01.12.2007, 17:30:22

Депортация чардахлинцев продолжалась год. В конце ноября 1988 года последний армянин покинул Чардахлу.

Марина ГРИГОРЯН
Saturday, 24 November 2007

К 20-летию событий в Чардахлу

ЭПИЗОД 1. Ровно год назад в Ереване проходила одна из многочисленных презентаций книги Т. де Ваала "Черный сад". В ходе мероприятия выступил представитель Международной кризисной группы в Армении Л. Зурабян (последний пресс-секретарь экс-президента). Он рассказал о том, что по поручению МКГ побывал в Кафане, где искал следы тех самых "погромов" конца 1987 года,
когда якобы первые азербайджанцы были изгнаны из Армении. Но ничего не нашел. Реакция де Ваала была примерно следующей: "Давайте дальше исследовать кафанские события. Деньги попробуем достать".

ЭПИЗОД 2. На интернет-форуме одного из азербайджанских новостных сайтов на днях появилось воззвание руководителя бакинского офиса Британского института войны и мира (того самого, Кавказский отдел которого возглавляет де Ваал) с просьбой помочь выяснить правду об "азербайджанских беженцах из Кафана в ноябре 1987 года". Участники "прений" на этом форуме договорились уже до "200 тысяч азербайджанцев-беженцев к январю 1988 года". Думается, подобное начало дает полное впечатление о степени правдивости и объективности "истории", создаваемой британским институтом с помощью бакинских коллег.

Но - дело делается! Вслед за переписыванием истории более ранних периодов в Азербайджане взялись за уже систематизированную фальсификацию недавних событий. Первый шаг - искажение событий 1987 года, ставших своеобразной предтечей февраля года следующего. Директива спущена - из Баку или Лондона не суть важно - и гласит: конфликт начался с притеснения и изгнания азербайджанцев из Армении, точнее, из Кафанского района. Версия не новая, но недостаточно разработанная. К "круглой" дате ее решили подновить и вновь запустить как нечто не вызывающее сомнений.
К так называемым кафанским событиям мы еще вернемся в последующих номерах. А сегодня о том, что стало началом в реальности: о событиях в знаменитом армянском селе Чардахлу ровно 20 лет назад.
Свидетельств разгрома Чардахлу не столь уж много. Два письма жителей села в Москву и статья московского журналиста, который был за нее уволен и опубликовал свой материал в другой газете, несколько коротких упоминаний в разных источниках. Однако картина вырисовывается полная, потому что нет в ней ничего нового: турецко-азербайджанский почерк неизменен, как неизменны и цели, которые преследовала насильственная депортация армян с коренных земель, и средства, которыми она проводилась, будь то в начале века или в конце. И не имело значения, что речь шла об уникальном героическом селе - родине двух маршалов СССР О. Баграмяна и А. Бабаджаняна, трех Героев Советского Союза, пяти генералов и 199 офицеров.

О трагедии Чардахлу мы расскажем языком цитат из двух писем жителей села и статьи журналиста А. Беккера, опубликованной в газете "Сельская жизнь" 12 декабря 1987г. Стиль и орфография оригиналов сохранены.

"С ИЮЛЯ ПО ДЕКАБРЬ 1987 ГОДА первый секретарь Шамхорского райкома компартии Асадов, пользуясь безусловной поддержкой партийного руководства Азербайджана, проводил политику выживания коренного армянского населения из села Чардахлу - родины двух советских маршалов. Отчаявшиеся жители села направили в Москву делегацию из 18 человек. Делегация была принята во многих союзных инстанциях, но вмешательство Москвы ограничилось увещевательными звонками в Азербайджан". ("Сельская жизнь").

"БЕЗЗАКОНИЕ И ПРОИЗВОЛ, ЧИНИМЫЕ ПЕРВЫМ СЕКРЕТАРЕМ ШАМХОРСКОГО РАЙКОМА ПАРТИИ АЗ. ССР, заставляют нас обратиться к вам с этой просьбой. За продажу 20 тонн ненужной совхозу соломы соседнему хозяйству Асадов отобрал партийный билет и освободил от занимаемой должности директора нашего совхоза Егияна С. А. , предложив ему уехать в Ереван. При помощи карательных органов пытался избрать на место честного, инициативного и работоспособного Егияна шашлычника с начальным образованием. Народ не согласился с противозаконными действиями Асадова. Стал он угрожать высылкой чардахлинцев в течение 24 часов, оскорблять женщин нецензурными словами. За три месяца послал из района семь комиссий, чтобы найти компрометирующие материалы против Егияна. Однако, несмотря на тенденциозность проверки, улик не обнаружили. Не установили нарушений и две комиссии из Баку. Но Асадов не унимался. Посланный в Чардахлу секретарь райкома комсомола направил машину на возмущенных женщин, отстаивающих свои права, и нанес им увечья" (из письма генеральному прокурору СССР А. Рекункову, 3 декабря 1987г).

"СЕГОДНЯ МЫ ПОЛУЧИЛИ ПИСЬМА ОТ НАШИХ РОДНЫХ, в которых подробно описываются сцены избиения, оскорбления наших отцов, матерей, жен и сестер. Их нельзя читать без содрогания и возмущения. Трудно представить, что такое возможно в наше время, в условиях перестройки, демократизации нашего общества. 1 декабря с. г. в 20. 00 в село прибыл Асадов с отрядом милиции в 100 человек, чтобы провести партийное собрание по решению вопроса о назначении нового директора совхоза. Когда им это не удалось, они стали избивать жителей села, а затем арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек" (из письма министру внутренних дел СССР А. Власову от 16 декабря).

"НЕ УСПОКОИВШИСЬ СВОИМ ЗЛОДЕЯНИЕМ, человеконенавистный Асадов 2 декабря вновь с еще большим отрядом милиции организовал очередной погром на родине маршала Баграмяна в день его 90-летия со дня рождения. На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран. Теперь стало ясно, что Асадов свои действия вынашивал давно, ему нужен был предлог, такого противодействия народа он не ожидал, так как опустошение других армянских и русских сел шло гладко" (из письма генпрокурору от 3 декабря).

ВОТ КАК ОПИСЫВАЕТ ЗЛОДЕЯНИЕ ИНВАЛИД ВОЙНЫ МАРТИРОСЯН Х. С.: ". . . не выслушав меня до конца, Асадов ударил кулаком в грудь и приказал милиции, чтобы они меня били, при этом выкрикивая "бейте его, бейте его. . . " Потом я увидел, как они стали бить еще одну женщину. Я снова подошел и попросил, чтобы ее отпустили. В это время меня схватили милиционеры и начали бить руками и ногами. Потом они меня закинули в автобус. В итоге нас 13 человек привезли в райотдел милиции и стали допрашивать, при этом применяя физическую силу. Всех до утра закрыли в камерах" (из письма от 16 декабря). В том же письме чардахлинцы приводят рассказ матери шестерых детей Нвард Карапетян, милиционеры ее избили и выкинули вначале на балкон, потом вновь начали избивать и втроем выбросили с балкона на землю. Женщина находилась без сознания более 2 часов, пока ее не подобрали односельчане. То же самое рассказывают и другие жительницы Чардахлу.
В своих письмах чардахлинцы убедительно просили московских чиновников вмешаться и нормализовать обстановку, выражая надежду, что "нарушители социалистической законности, организаторы избиений и погромов в селе Чардахлу понесут заслуженное наказание". Если бы они знали, что ждет их впереди!
Впереди были первые митинги, "сумгаит", танки на улицах Еревана и Степанакерта, операция "Кольцо", в которой использовались практически те же методы депортации, что и в Чардахлу, жесточайшая блокада, голод, холод и мрак, "баку", "марага", "будапешт" и еще многое, многое другое. . . Но это - впереди. А начиналось все именно здесь, в Чардахлу, начиналось жестоко и цинично, без оглядки на пресловутый "советский интернационализм и дружбу народов".

Депортация чардахлинцев продолжалась год. В конце ноября 1988 года последний армянин покинул Чардахлу. Знаменитое армянское село - родина двух маршалов - прекратило свое пятивековое существование. . .

http://www.golos.am/index.php?option=co ... w&id=18037
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Сообщение Ruben » 01.12.2007, 17:41:04

Константин Воеводский,
Санкт-Петербург

ПЕРЕСТРОЙКА В КАРАБАХСКОМ ЗЕРКАЛЕ

Ноябрь 1988 года был отмечен первыми насильственными действиями против азербайджанцев в Армении. Эта тема плохо изучена и освещена, несмотря на то (а скорее благодаря тому), что она служит предметом бесконечных пропагандистских спекуляции. Азербайджанская пропаганда регулярно выступает с разоблачениями, которые немедленно подхватываются российской (прежде - советской) прессой всех расцветок и фасонов. И хотя почти все такие открытия оказываются фальшивками, они откладываются в пропагандистском багаже и кочуют из статьи в статью.
Типична в этом отношении история так называемых кафанских событий. Азербайджанские авторы не могут прийти к согласию об их датировке: чаще всего их относят к февралю 1988 года (канун «Сумгаита»), но иногда удревняют на несколько месяцев, очевидно, с целью предварить ими погром в Чардахлу

С датами и цифрами азербайджанская пропаганда и ее московские ретрансляторы вообще не в ладу. Так, известный уже нам Э.Джафаров. отстаивая в публичной дискуссии свою версию сумгаитского погрома, ввел в оборот курьезную дату 30 февраля. Но курьезами дело не ограничивается. В начале июнь с. г, по телеэкранам и газетным полосам закочевали сенсационные данные о численности азербайджанцев в Иране, которая составляет будто бы 20 миллионов (см., например, статью Д.Макарова "Куда шагает Азербайджан" в "АИФ" N 20 за май 1992 года, где отдается дань и кафанскому мифу). Лень, невежество и недобросовестность идут, как всегда, рука об руку Достаточно раскрыть справочник, чтобы убедиться, что приведенная цифра сильно преувеличена. Но авторы и редакторы оставляют этот труд читателю в качестве самостоятельного упражнения.

Что же было в Кафане?

Еще до сессии Нагорно-Карабахского облсовета в граничащий с Азербайджаном Кафанский район Армении нагрянула воинская часть для предотвращения резни азербайджанцев, назначенной согласно «поступившим в Москву сигналам» на 20 февраля. 26 числа в Кафан прибыл генерал Альберт Макашов с полномочиями мобилизовать войска из Нахи-чеванской АССР. Проверяющие из ЦК КПСС, КГБ и МВД СССР, штаба ЗакВО никаких признаков готовящихся беспорядков не обнаружили. Было зафиксировано лишь два правонарушения: попытка поджога азербайджанской школы ее же директором-азербайджанцем и нападение на поезд Ереван-Кафан Вдумчивые, эксперты в лампасах провели даже анализ миграции азербайджанцев из района. Он не дал ничего примечательного, если не считать внезапного отъезда примерно 200 азербайджанцев в Баку 27 февраля одним поездом. По словам этих людей, причиной их отъезда были уговоры родственников из Азербайджана

Маневры этого поезда и вокруг него весьма загадочны. Примерно на полпути он был задержан в райцентре Имишли, куда для бесед с пассажирами прибыли зампредсовмина АзССР А.Расизаде, руководители Имишлинского и Зангеланского районов Азербайджана и вызванные телефонограммой руководители Кафанского района. Пассажиры заявили об отсутствии у них претензий к армянам, после чего поезд продолжал путь. Недостаток фактических данных оставляет слишком много свободы для различных версий этой железнодорожной одиссеи. Вот как суммирует свои впечатления тогдашний первый секретарь Кафанского райкома: "При возвращении назад (из Имишли. - К. В.) на машинах руководящих работников соседней республики мы были остановлены агрессивно настроенной толпой, которая забросала автомашины камнями. Здесь мы, втянутые в провокацию вместе с азербайджанскими руководителями, наивно подтверждали факты о стабильном положении в Кафане, не зная, что в Сумгаите уже идут погромы" (Р.Гонян, "Что было в Кафане" - газета "Коммунист" (Ереван), 9.1.90).

Несколько позже информация об итогах проверок, подтвердившая отсутствие, какого-либо притеснения азербайджанцев в Кафанском районе, была передана по АзТВ, попала она и в центральную прессу (см., например: О.Кулиш, Д.Меликов, "Черным семенам не прорасти" - "Социалистическая индустрия", 27.3.88).
Понятно, что Кремлю были бы на руку притеснения азербайджанцев в Армении или в Карабахе, однако предназначение их было другое, чем у армянских погромов в Азербайджане, поэтому иным был подход к их организации и освещению. Сами по себе преследования азербайджанцев Кремлю нужны не были, ведь Азербайджан ни в чем перед руководством не провинится, его не за что было наказывать; азербайджанский национализм, напротив, нуждался в поощрении. Однако, как об этом откровенно сказано в рекомендациях Института востоковедения, нужно было «раздувать малейшие столкновения, называя виновниками армян», то есть в своих азербайджанских провокациях Кремль преследовал исключительно пропагандистские, а не карательные цели. Поэтому взамен антиазербайджанских акций со стороны армян он мог удовольствоваться газетными утками на эту тему. Образно говоря, Кремлю было важно, чтобы азербайджанцы убивали армян по-настоящему, а армяне азербайджанцев - на страницах газет

Отсюда идет так возмущавшая армян практика «выравнивания вины», в силу которой любые эксцессы в Армении и Карабахе преувеличивались или просто выдумывались, в Азербайджане - преуменьшались и замалчивались.

Это не означает, однако, что провокационных попыток разжечь антиазербайджанские настроения не было вовсе. Помимо аскеранских и кафанских интриг следует упомянуть таинственные случаи массовых отравлений на предприятиях Армении летом 1988 года, в которых (во всяком случае, по некоторым версиям) были замешаны местные азербайджанцы, сразу после происшествия скрывшиеся в Азербайджане. Ни одно расследование по этим случаям не было доведено до конца.
Но несмотря на эти происки, на известия о Сумгаите и других погромах в Азербайджане, на поток беженцев оттуда, несмотря на бесконечные нападения в Карабахе, до ноября никакого насилия над азербайджанцами не наблюдалось. Все лето в Ереване продолжал работать азербайджанский театр, нормально завершили учебный год азербайджанские школы. (В Баку, где армян было больше, чем азербайджанцев во всей Армении, не существовало ни армянского театра, ни школ.)
О положении национального меньшинства довольно уверенно можно судить по тому, насколько его представители позволяют себе критику и претензии. Беженцы из Азербайджана рассказывают вещи, от которых волосы становятся дыбом, но никому еще не довелось слышать публичных жалоб, а тем более претензии от представителей национальных меньшинств, находящихся в Азербайджане или собирающихся туда вернуться. Все они только благодарят и кланяются.

Весной и в начале лета 1988 года на экранах ЦТ стали появляться армяне, вернувшиеся в Сумгаит, они пользовались относительным затишьем для эвакуации имущества я сбережений, но перед камерами - благодарили местные власти и соседей за сохраненные дома, уверяли, что никогда не покинут любимого города, где им ничто не угрожает. Часть этих репортажей была итогом прямого шантажа и угроз, в других случаях нужный ответ подсказывал инстинкт самосохранения.

Тем временем в памятной многим телепередаче

Г.Боровика «Позиция» учителя азербайджанской школы в Ереване, не опасаясь за последствия, критиковали ереванские акции протеста, выражали тревогу за свое будущее, хотя конкретных ее источников не указывали. В мае в Степанакертском пединституте был устроен «круглый стол» (напомним, что и в этом вузе, и в городе, и в области, и в их руководстве азербайджанцы были в меньшинстве). Участник этого мероприятия Л.Василевский приводит обширные цитаты из упомянутой выше статье «Туча в горах»: «Студенты и преподаватели - азербайджанцы вели себя более чем уверенно: они открыто порицали карабахское движение; несмотря на наводящие вопросы, стойко уклонялись от осуждения сумгаитского погрома; обижались на декана-армянина, упомянувшего Сумгаит в парадной речи по случаю годовщины образования АзССР (28 апреля) , на ректорат, уступивший сумгаитским беженцам часть студенческого общежития».

Отсутствие прямых притеснений не означало, конечно, что у азербайджанцев в Армении не было поводов для беспокойства. Погромы и их очевидное поощрение со стороны государства способствуют укреплению в сознании людей идеи коллективной ответственности, что не могло не внушить представителям азербайджанского меньшинства тревоги за свое будущее в Армении. Это выразилось в оттоке азербайджанского населения из Армении летом 1988 года, чему способствовал и очень выгодный курс жилищного обмена: во-первых, условия исхода армян из Азербайджана заставляли иx быть сговорчивыми при обмене, во-вторых, их было значительно больше, чем азербайджанцев в Армении, в-третьих, среди армян преобладали горожане, предлагавшие для обмена более благоустроенное жилье, чем азербайджанцы в Армении - по преимуществу сельские жители.
Все же без насилия не обошлось и в Армении. В ноябре сюда хлынуло около 200 тысяч истерзанных беженцев, в Азербайджане набирала силу осенняя волна погромов, а союзные власти не только не думали ей препятствовать. но и ввели особое положение в Ереване, разогнав сессию Верховного Совета Армении, пытавшуюся осудить погромы.

Копившееся напряжение прорвалось насилием; азербайджанцев стали изгонять из некоторых сельских районов Армении. Этому отчасти способствовал порядок введения особого положения. Сначала его ввели в Ереване, где ни до, ни после этого не было правонарушений на национальной почве, и лишь через две недели - там, где они фактически происходили. Этому не следует удивляться: цель особого положения в Ереване состояла не в предотвращении насилия, а в разгоне сессии Верховного Совета Пик насилия пришелся на конец ноября, когда были отмечены и убийств азербайджанцев. Их исход продолжался и в декабре, что в большой степени объяснялось уже землетрясением 7 декабря.
Вряд ли нужно специально доказывать, что насилие по национальному признаку не может быть оправдано никакими обстоятельствами и подлежит безоговорочному осуждению. Однако этот бесспорный факт не лишает исследователя права на сравнительный анализ эксцессов на национальной почве в Азербайджане и Армении, тем более что они стали предметом политических спекуляций, затемняющих истину.
Прежде всего отметим, что в Армении не было зафиксировано ни одного случая истязаний, пыток, издевательств, которыми изобилует история погромов в Азербайджане.

В Армении в результате правонарушений на национальной почве за три года погибло 26 азербайджанцев, в том числе с 27 ноября по 3 декабря 1988 года - 23. в 1989 году - один в 1990 - двое (о происхождении и злоключениях этих цифр см. ниже). Число армян, убитых в Азербайджане, во много раз больше и в точности неизвестно, но дело даже не в цифрах, а в датах - убийства в Азербайджане продолжались с февраля 1988-го по крайней мере до января 1990-го. Таким образом, в Армении мы скорее всего имеем дело со стихийной и кратковременной вспышкой насилия, в Азербайджане - с планомерным процессом.
В столкновениях с азербайджанцами в Армении погибло 17 армян. То есть счет убитых - 17 на 26 - скорее говорит именно о столкновениях, чем об избиении беззащитных. Это согласуется с утверждениями ряда армянских источников о том, что в некоторых случаях инициаторами стычек были сами азербайджанцы, подстрекаемые из Баку.

В Азербайджане картина совершенно иная. Есть два сообщения о гибели в связи с погромами в Азербайджане самих азербайджанцев. В первой официальной информации о Сумгаите говорилось о шести погибших - не армянах; обстоятельства их гибели не упоминались, и больше к этому официальные источники не возвращались. По неофициальным данным, эти шестеро были раздавлены армейским БТР во время столкновение с войсками. Второе сообщение, неофициальное, - о бакинце Аванесове, который в январе 1990 года в порядке самообороны зарубил топором двух погромщиков. Есть все основания полагать, что история с Аванесовым - чистый вымысел.
Выше говорилось о пропагандистской поддержке погромных действий средствами массовой информации Азербайджана. Начавшись с замалчивания преступлений в Сумгаите и осторожных поначалу поисков «смягчающих обстоятельств» для сумгаитских убийц, эта пропагандистская кампания в ноябре 1988 года вылилась в беспрецедентную шовинистическую истерию, а в январе 1990-го СМИ открыто тиражировали призывы к физическому уничтожению армян.

Существенную роль в этой кампании играли представители художественной и научной интеллигенции. Помимо уже упомянутых истерических телерыданий поэта Вахабзаде сошлемся на его же погромные призывы в январе 1990 года, научные А публицистические труды академика З.Буниатова, предложенный сотрудниками А.Н АзССР план «интернационализации НКАО по примеру Баку» (см. академическую газету «ЕЛМ» за сентябрь 1989 года), отправлению ими в дни сумгаитского погрома хулиганскую телеграмму президенту АН Армении В.Амбарцумяну, в которой армяне вообще, и едва ли не сам В.Амбарцумян, в частности, обвиняются в организации и Сумгаитского погрома и геноцида 1915 года. На митингах призывы к убийствам зазвучали еще раньше и откровеннее, чем в СМИ

В своих выступлениях на "внешний рынок" некоторые азербайджанские пропагандисты из бывшей оппозиции утверждали, что многие представители интеллигенции республики, целые коллективы (в частности той же АН) направляли в центральные газеты заявления с осуждением армянских погромов, извинениями и соболезнованиями в связи с ними, но газеты отказывались печатать эти материалы, желая создать у общественности негативное представление о нравственном облике азербайджанского интеллигента. Об этом говорил не раз уже упомянутый Э.Джафаров, в мае 1990 года на конгрессе востоковедов в Лондоне такое заявление сделала Лейла Юнусова. Нет ни малейших сомненнй в том, что все это пропагандистский вымысел. Что мешало опубликовать подобные материалы в том же «ЕЛМе»? Кому как не Л.Юнусовой многолетнему корреспонденту «Экспресс-хроники» должно быть известно о существовании независимой прессы? Почему, наконец, «соболезнования и извинения» не направляются по адресу - в Армению, где их публикация была гарантирована, чему порукой как появление аналогичных материалов из Таджикистана после армянских эксцессов в Душанбе (февраль 1990 года), так и публикации самой Л.Юнусовой в армянских газетах? Нет, хотя автор ничуть не лучшего, чем Л.Юнусова, мнения о роли центральных (теперь российских) СМИ в карабахской трагедии, он вынужден заключить, что в данном случае на них возводят напраслину.

Нельзя сказать, что все публикации и выступления в Армении за четыре с лишним года конфликта были абсолютно безупречны, но ничего, даже отдаленно напоминающего оголтелую ксенофобию азербайджанской пропаганды, там не было, не говоря уж об открытых призывах к насилию
Характерен в этом отношении проект ответа сотрудников АН АрмССР на упомянутую выше телеграмму их азербайджанских коллег. Видимо, сочиненный в минуту вполне объяснимого гнева, он был чересчур запальчив и переходил границы дозволенного в части национальной этики. Очевидно, но здравому размышлению авторы проекта осознали это, и он так и остался проектом.

Что же до выступлений на митингах, то активисты карабахского движения неустанно подчеркивали, что оно не направлено ни против азербайджанского меньшинства в Армении, ни против азербайджанского народа в целом.
С указанным различием связано, несомненно, и такое обстоятельство. В Азербайджане самые выдающиеся примеры насилия локализовались в столице и крупных городах, в Армении оно имело место только в отдаленном (по масштабам республики) захолустье; то есть в первом случае насилие было важной составляющей общественно-политических процессов, во втором - свершалось вопреки им.
Итоги сравнительного анализа говорят, как видим, не в пользу Азербайджана. Справедливости ради отметим, что тому были и объективные причины.

В Армянской ССР, которая в момент образования была почти мононациональной и оставалась самой мононациональной союзной республикой на протяжении всей истории СССР, агитация, основанная на идее о засилье инородцев, захвате ими «теплых мест» и т.п., в силу своей явной абсурдности имела бы очень мало шансов на успех. Напротив, в АзССР в момент ее образования «заглавная» национальнось не располагала уверенным большинством, а в столице и некоторых городах еще долго оставалась в меньшинстве. В сочетании с советским принципом ранжирования национальностей и искусственной их подгонкой под установленный ранг (вспомним, например, сложившуюся практику продвижения руководящих кадров) это создавало благоприятную почву для гипертрофии национальной озабоченности

Следы этой гипертрофии можно найти даже в таком неожиданном месте, как литературоведческие и юбилейные статьи о Низами, предисловия к изданиям его сочинений... Те из соотечественников, кто помнит кампанию «Россия - родина слонов» эпохи позднего «репрессанса», усмотрят здесь немало параллелей.
Не забудем также, что политические цели Кремля заставляли его большую часть своих погромно-провокаторских усилий прилагать именно в Азербайджане, а не в Армении.
Думается, однако, что важнее этих исторических и политических обстоятельств было различие идеологического характера. Лежавшая в основе карабахского движения идея самоопределения народов в гораздо меньшей степени подвержена злокачественному перерождению в ксенофобию и шовинизм, чем идея национального и государственного престижа или величия, так называемой территориальной целостности, вдохновлявшая общественную активность в Азербайджане.
Хотя долгожданное насилие над азербайджанцами в Армении было в полной мере использовано пропагандой, в деле выявления и наказания виновных союзная Прокуратура проявила не больше рвения, чем при расследовании сумгаитских дел. К сожалению, то же можно сказать об азербайджанских правозащитниках, для которых политико-агитационные цели заслоняли собой задачу установления истинной картины событий

Кажется, единственный, кому пришло в голову поинтересоваться, в каком состоянии находятся дела задержанных в Армении в ноябре 1988 года, - председатель Комитета по правам человека ВС РФ Сергей Ковалев. На парламентских слушаниях по Карабаху в мае-июне 1991 года на его вопрос представитель МВД Армении ответил, что большая часть дел передана судам.
В подтверждение сказанного познакомим читателя с одной поучительной историей «из жизни цифр».
Как утверждают злые языки, пушкинисты не могут простить Жуковскому того, что он остановил часы в момент смерти Пушкина, подрубив на корню несметное число диссертаций, посвященных уточнению этого момента. Столь же бесчеловечно поступили органы внутренних дел Армении, задокументировав все случаи убийства азербайджанцев. Весной 1989 года на сессии ВС АзССР глава МВД республики сообщил о 23 убитых в Армении азербайджанцах. Затем в статьях азербайджанских, а следом и московских авторов стали появляться упоминания о «сотнях», а потом и «многих сотнях» погибших. Наконец, в «Экспресс-хронике» N 9 от 26 февраля 1991 г., в статье Арифа Юнусова увидел свет поименный список 215 азербайджанцев, убитых в Армении. Анализ этого списка дал следующие результаты. 25 человек из названных Юнусовым действительно были убиты в Армении, остальные 190 либо были живы на момент публикации, либо умерли естественной смертью (как правило, за много лет до приписанной им даты гибели), либо никогда не жили в Армении. Одного убитого А.Юнусов в свой список почему-то не включил.
Анализ, представленный в неопубликованной статье Мери Юзбашян «Зачем понадобилось фабриковать «список жертв» погромов в Армении в 1988-90 гг.», почти не оставляет сомнений в том, что список Юнусова - результат намеренной фальсификации.

После сумгаитского погрома в армянском самиздате ходили списки погибших, составленные со слов беженцев и насчитывающие в совокупности несколько сотен фамилий.
Исследователи сумгаитской трагедии, которые в отличие от А.Юнусова не могли рассчитывать на содействие органов внутренних дел Азербайджана, в своей книге "Сумгаит, геноцид... гласность?" перечислили лишь те же 30 жертв Сумгаита, обстоятельства гибели которых не вызывают ни малейших сомнений и зафиксированы в свидетельствах о смерти. Реальное число жертв сумгаитского погрома, безусловно значительно больше, и можно себе представить, что авторы книги о Сумгаите испытывали сильное искушение представить читателю максимально широкий список жертв. То, что они предпочли оставаться в рамках строго доказанных фактов, говорит об их добросовестности как исследователей и правозащитников. В противоположность этому произведение А.Юнусова - это оружие информационной войны, лишь замаскированное под инструмент правозащитника.

Данные о числе армян и азербайджанцев, покинувших прежние места проживания, казалось бы, не оставляют свободы для арифметических махинаций. Число армян в АзССР (около полумиллиона, в том числе в границах нынешней НКР - примерно полтораста тысяч) и азербайджанцев в Армении (около 170 тысяч) объективно зафиксировано статистикой еще до начала конфликта. Известно, что в конечном итоге Азербайджан покинули все армяне (кроме карабахских), Армению - все азербайджанцы (за единичными, статистически не значимыми исключениями). Это не мешает публицистам писать о 300, и даже о 500 тысячах азербайджанских беженцев из Армении. Не стоит этому удивляться. Если «АИФ» может своей властью поселить в Иране лишние миллионы азербайджанцев, то почему бы не выгнать лишние полмиллиона из Армении?

Погромная активность в Азербайджане, то затихая, то вспыхивая, продолжалась и после ноября 1988 года, пока не завершилась грандиозным бакинским погромом января 1990 года. Но погромами изобретательность ястребов-интриганов не исчерпалась. В их арсенале были еще такие затеи, как железнодорожная блокада Армении и разгром государственной границы на рубеже 1989-1990 годов.
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Сообщение Ruben » 01.12.2007, 17:44:55

Погромы в Армении: суждения, домыслы и факты, Интервью с Председателю КГБ Республики Армения генералом-майором Арутюняном Усиком Суреновичем

Газета "Экспресс-
Хроника", №16, 16.04.1991 г.

Погромы в Армении: суждения, домыслы и факты
В газете "Экспресс-Хроника" № 9 от 26 февраля 1991 года опубликована статья бакинского журналиста Арифа Юнусова "Погромы в Армении в 1988— 1989 годах". К статье был приложен список 215 азербайджанцев, погибших в этот период в Армении. Одновременно в статье было высказано предложение армянской стороне "внести в собранный материал уточнения и коррективы".

В этой связи корреспондент Арменпресс Гарник Бадалян обратился к Председателю КГБ Республики Армения генерал-майору Арутюняну Усику Суреновичу с просьбой ответить на ряд вопросов.

— Насколько нам известно. Ваш Комитет проводил определенную работу по проверке изложенных в указанной статье данных. Что бы Вы могли сообщить нашей редакции по результатам этой работы?

— Да, действительно, группа сотрудников КГБ республики почти месяц занимались дополнительной проверкой фактов погромов в 1988-1989 г.г. в отношении азербайджанского населения в Армении. Именно "дополнительной", т.к. данные о погибших в результате этих погромов мы имели и ранее. Это данные в отношении 25 азербайджанцев.
Но когда мы ознакомились со статьей А.Юнусова, который прилагает поименный список 215 азербайджанцев, погибших (как это утверждается) в этот период в Армении, мы решили тщательно проверить судьбу каждого указанного в этом списке лица. Причем могу Вас заверить, что к этому вопросу мы подходили с максимальной объективностью и судьбу всех 215 лиц изложили в соответствующей справке, копии которой готовы представить в Азербайджанское общество беженцев, в редакцию "Экспресс-Хроники" и другие заинтересованные организации.

— А выявила ли дополнительная проверка новые факты убийства на территории Армении?

— Нет. Общее число жертв по нашим данным осталось прежним— 25. И здесь хотел бы одновременно подчеркнуть, что если внимательно ознакомиться с результатами нашей проверки, то любой здраво мыслящий человек сразу же столкнется с полными абсурда утверждениями об убийствах в Армении подавляющего большинства указанных в списке лиц.
Наиболее наглядным свидетельством тому является хотя бы тот факт, что 74 человека из этого списка вообще не значились по документам учета паспортных столов РОВД, ЗАГСов и журналам сельсоветов Республики Армения. Кстати, один человек в этом списке указан дважды (это для арифметической точности).

— А как обстоят дела с другими лицами, указанными в этом списке как якобы погибшие в результате погромов на территории Армении?

— Другие 17 человек, по имеющимся достоверным данным, скончались или погибли на территории Азербайджана. Например, Рустамов Якуб умер якобы от избиений в Иджеванском районе. Однако проверка показала, что органами ВД Свердловской области он был объявлен во Всесоюзный розыск как злостный неплательщик алиментов, а в 1988 году он умер в г. Казахе Азербайджанской ССР и, по заключению судмедэксперта Прокуратуры СССР, его смерть наступила от удушья в состоянии сильного алкогольного опьянения. В списке указано, что Гурбанов Гурбанали и Гурбанов Аббас погибли в Массиском районе Армении в результате инсценировки несчастного случая. В действительности же они скончались в июле 1988 года в результате автокатастрофы на трассе Евлах-Баку, и справка об их смерти выдана Сабирабадским судмедэкспертом Азербайджана. Указанные в списке Абдуллаева Новраста, Мусаев Асад и Аббасов Якуб, бывшие жители Разданского района Армении, выехали 16 июня 1988 года на своей автомашине (с армянскими госномерами) на территорию Азербайджана и там, в Касым-Исмайловском районе, произошло столкновение с автомашиной "КРАЗ", ведомой водителем-азербайджанцем, в результате чего все трое погибли.
16 человек установлены как ранее проживавшие в Армении, однако данных об их смерти не имеется. Например, указанный как без вести пропавший Насиров Вагиф выехал из Ехегнадзорского района на жительство в РСФСР в 1987 году, а Курбанов Садых, якобы скончавшийся от избиений в Калининском районе, переехал в Кустанайскую область Казахстана еще в апреле 1984 года (адрес имеется).
62 лица из этого списка выехали в 1988 году за пределы Армении без каких-либо эксцессов, и места проживания многих из них нам известны.
Так, значившиеся как умершие от истязаний и избиений бывшие жители Калининского района Елчиев Али и Велиев Мамед в настоящее время проживают в г.Баку, соответственно в Наримановском и Орджоникидзевском районах, откуда органами ВД уже в 1990 году были направлены в Армению запросы для организации их выписки и прописки. В отношении Алиева Савалана, указанного как умершего в 1988 году от избиений, установлено, что он благополучно выехал из республики и уже в апреле 1989 года в Прокуратуру Варденисского района, а затем в августе 1989 года в Прокуратуру Армении направил заявления об отмене заключенного им ранее договора на обмен жилого дома, указав при этом СБОЙ новый адрес в г.Нафталане Азербайджанской ССР.
Аналогичные данные указаны в списке и в отношении Джаваншира Рустама, который в действительности уже 5 марта 1991 года из г.Лачин Азербайджана обратился через правоохранительные органы с просьбой к армянской стороне направить к нему дочь, проживающую в нашей республике вместе с матерью (армянкой).
Бывшие жители Азизбековского района Гянджималиев Анвер и Мурадов Наджафгулу, значившиеся по списку как умершие от обморожения при бегстве, в действительности в 1988 и 1989 годах направляли из Азербайджана в прокуратуру района, следователю МВД СССР и в исполком заявления о выдаче денежной компенсации за материальный ущерб и высылке пенсионного дела.
И, наконец, оставшиеся 20 человек действительно скончались на территории Армении, но в результате ненасильственной смерти, причем, трое из них еще до 1988 года. Например, указанные погибшими от истязаний Гасанов Мухид в действительности скончался от паралича дыхательных путей, а Новруз Элбан погиб в автоаварии в 1963 году (!). Бывший житель Иджеванского района пастух Набиев Нариман значится в списке как умерший от избиений. Однако из уголовного дела по факту его смерти ясно усматривается, что 18 марта 1988 года во время выпаса скота на железнодорожном перегоне Лусабац-Гошаванк Набиев попал под дрезину ПЧ-15, в результате чего на месте скончался и пало 17 голов мелкого рогатого скота. Дело было прекращено ввиду доказанности вины самого Набиева, а также заявлений его сына и родственников об отсутствии у них каких-либо претензий к следствию.

— В указанной статье отмечено, что все нападения возглавлялись ответственными работниками, в т.ч. КГБ и милиции. Указана даже фамилия заместителя Председателя КГБ Мехрабяна. Что Вы могли сказать по данному вопросу?

— Что касается Мехрабяна, то такого зам. председателя у нас не было и нет. В отношении же сотрудников районных подразделений могу уверенно сказать, что все они были серьезно озабочены назревавшей ситуацией и делали все от себя зависящее для предотвращения трагедии. И есть немало примеров, когда это удавалось сделать. Но, прежде всего, хочу отметить, что любые погромы и убийства — это преступления, это безумие. Они должны быть наказаны, где бы и кем бы не совершались. В первую очередь, необходимо оперативное выявление и осуждение не только организаторов погромов, но и самого факта, правильная квалификация преступления. В противном случае такие "безумия" могут появляться и даже подогреваться в результате без действия властей, распространяться по принципу цепной реакции.
Уже ни для кого не секрет, что после февральской 1988 года трагедии в Сумгаите ни Центром, ни самим Азербайджаном не было дано политической оценки фактического геноцида армянского населения в этом городе. Все было представлено как обычные общеуголовные преступления "отдельных хулиганствующих элементов" и тем самым начата преступная игра судьбами народов страны. Уверовав в свою полную безнаказанность, организаторы погромов продолжили таковые и в других районах Азербайджана, а уже затем и в известных регионах страны. А реакция в Армении (повторяю, ни в коей мере я ее не оправдываю) началась в ноябре 1988 года в основном в северных районах республики, куда через территорию Грузии прибыл большой поток изувеченных и разграбленных беженцев из Кировабада и других прилегающих районов Азербайджана. Именно этим можно объяснить, что из 25 погибших 20 азербайджанцев были убиты именно в этих районах Армении, в первую очередь в Гугаркском.
Я согласен с мнением Юнусова, что слово "Гугарк" для азербайджанцев стало таким же, как для армян — "Сумгаит". В этом районе было убито больше всего азербайджанцев — 11 человек. Но давайте лучше сейчас не будем вести споры о том, кто больше виноват или кто больше пострадал. Об этом уже очень много писалось, говорилось, спорилось и доказывалось по фактам 1988-1989 г.г. и даже по известным бакинским погромам в январе 1990 года.

— Но, согласитесь, что проведенная Вами большая и кропотливая работа, на основе которой и состоялась наша беседа, была полезной и очень нужной.

— Согласен. Но, в то же время признаюсь, что подобного рода беседы и интервью всегда оставляют неприятный и даже тяжелый осадок на сердце. Ведь волей-неволей приходиться что-то доказывать, что-то отстаивать и даже в чем-то оправдываться. А за всем этим, если задуматься, стоят жертвы и искалеченные судьбы людей. Смерть любого человека - это трагедия. А если еще убийства происходят по национальному признаку - то трагедия вдвойне. Осадок и озлобленность остаются в поколениях, в веках. Но правда тоже должна быть одна и нужно делать все возможное чтобы восторжествовала истина. В данном случае мы документально доказали, что составленный в соседней республике список жертв — азербайджанцев на территории Армении преувеличен почти в десять раз (!). Что это? Желание уравнять истину ложью? Неужели составители документа не задумывались над тем, что совершают кощунство в отношении своего же народа, причисляя живых к мертвым. А может быть это умысел или несерьезное отношение к истине. Вероятно, и то, и другое.
Ведь многих указанных в списке лиц они могли бы сами проверить по учетам паспортного стола, другими способами, и наверняка те, кому нужно, сделали...
И мне думается, что самое главное в данном случае— это добиться истины для своего же народа. Хватит его озлоблять ложью и делать из него зверя.
Аватара пользователя
Ruben
 
Сообщения: 4316
Зарегистрирован: 11.03.2005, 09:39:25

Re: К 20-летию первой этнической чистки в Чардохлу.Азербайджан.

Сообщение AZERBAYDJANKA » 15.04.2008, 21:13:10

u vas o4en silno razvita 4ustva umora xaaaaaaaaaaaaaaaaaaaa xaaaaaaaaaaaaaaaaaa i dumayete mr verit vsemu etomu xaaaaaaaaaaaaaaaaaaax v vosne uvidite  :lol:  :lol:  :lol:  :lol:  :lol: :))  :bglol:  :bglol:  :bglol: :appl:
VES YA TVOY NA VEKI AZERBADJAN...AZERBADJAN
KARABAX-NE DELIMAYA CHAST AZERBAYDJANA...
Аватара пользователя
AZERBAYDJANKA
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 14.04.2008, 19:08:50
Откуда: AZERBAYCAN

Re: К 20-летию первой этнической чистки в Чардохлу.Азербайджан.

Сообщение Торос Рослин » 10.05.2009, 16:56:03

азербайджанка

А нам глубоко наплевать поверит мир или нет.Когда-то миру было наплевать когда твои шакалы братья-турки устроили геноцид и не только армянам ещё и другим народам.А вы как были безродными собаками так и остались.скоро скоро все поймут ,что за зло ваше существование на земле. Вас с турками надо не просто в зоопарке показывать а ещё и навека сохранить,чтобы будущие поколения помнили каким может быть генетический мусор.
Торос Рослин
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10.05.2009, 13:45:55


Вернуться в АЙ ДАТ | ՀԱՅ ԴԱՏ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron



  Rambler's Top100 @Mail.ru Rambler's Top100